20 июня 2019 года Жогорку Кенеш принял историческое решение. 100 депутатов из зарегистрировавшихся 105 – проголосовали «ЗА» направление заключения депутатской комиссии на рассмотрение в Генеральную прокуратуру. 5 депутатов проголосовали против. Это Анвар Артыков, Ирина Карамушкина, Асель Кодуранова, Карамат Орозова, Альфия Самигуллина.
Как это было
Обсуждение заключения комиссии в Жогорку Кенеше, надо сказать, было менее накаленным по эмоциям, чем ожидалось. Также, вполне ожидаемыми были и выступления и реплики депутатов. Немногочисленные соратники Атамбаева, похоже, смирились с тем, что их шефу пришел конец. Даже, обычно бросающаяся грудью на амбразуру за Атамбаева Ирина Карамушкина, как-то сдала и доставила «радость» коллегам только сравнив их с героями мультфильма про Маугли. «Я не буду выступать и комментировать коллег, но вспомню, что когда Манас был ранен, его добил кто-то из соратников. Его друзья молчали, его семья вынуждена был сбежать в Бухару. И сейчас история расставит все по своим местам. Все, что сейчас вы говорите… Каждый имеет право выступать. Я уже поняла: будут бандерлоги перед Каа. Все замерли и ждут…», — сказала Ирина Юрьевна, отвечая на реплику Евгении Строковой. Вообще, чувствовалось, что у защитников Атамбаева, Карамат Орозовой, Асель Кодурановой, Ирины Карамушкиной и Анвара Артыкова особых аргументов нет. Ведь нельзя же рассматривать серьезно слова Орозовой, что нельзя привлекать Атамбаева к ответственности, только потому, что он предал власть мирным путем.
Самыми убедительными были три выступления: Каныбека Иманалиева, Жанара Акаева и Алмамбета Шыкмаматова.
Каныбек Иманалиев, как председатель комиссии, выступал первым. «Мы, действительно, чувствуем историческую ответственность и опираемся только на правовые основы и показания в следственных органах. Сначала хочу отметить, что СДПК осветили не пункты нашего заключения, а обвинили почему-то нас. В СДПК говорят, что ЖК не имеет права создавать комиссию и привлекать к следствию. Но в Конституции это прописано. Там же написано, что все равны перед законом и судом. Мы не обвиняем Атамбаева. Пока нет оснований. 12 октября Конституционная палата четко определила на каком основании можно привлечь экс-президента к ответственности.
Многие говорят, что я и депутат Мамытов не должны были входить в состав комиссии из-за конфликта интересов. Но где это прописано? Если бы был вещественный или материальный спор, то тогда другой разговор. И регламент мы не нарушили.
Многие говорят, что мы слишком быстро поработали, но мы находимся в политическом космосе. Мы пытаемся снять с него скафандр неприкосновенности. Если бы мы работали два месяца, то те же политики сказали бы, что мы тянем с результатами. Мы его не обвиняем. Это решать следственным органам.
СДПК обвиняют нас, что Атамбаева не пригласили. На самом деле мы приглашали всех и говорили, что двери открыты. Но они не пришли. СМИ были свидетелями этого. Чтобы быть справедливыми, то мы сюда должны были пригласить и его. Но тогда сюда нужно пригласить и Текебаева.
Отметим, что в мировой практике президенты 20 стран привлекались к ответственности. Самая сложная процедура оказалась у нас — в Кыргызстане», — сказал Каныбек Иманалиев, предваряя оглашение заключения депутатской комиссии.
Жанар Акаев отметил, что у него нет вопросов к комиссии и Атамбаеву он все сказал в лицо. А сейчас он не хочет «нападать на лежачего», так как «это было бы некрасиво», но подчеркнул, что самому Жогорку Кенешу надо заботиться о своей миссии. Лидер фракции «Ата-Мекен» вместо отбывающего срок Омурбека Текебаева Алмамбет Шыкмаматов подчеркнул, что парламент должен принять решение не из чувства мести, а «для создания урока для следующих президентов».
И урок, похоже, будет создан. По крайней мере депутаты свою первую миссию выполнили. Теперь дело за генеральной прокуратурой, которая должна рассмотреть заключение парламентской комиссии и направить опять в Жогорку Кенеш представление на снятие неприкосновенности с Атамбаева.