Аида Салянова стала фигурантом дела о незаконном освобождении Батукаева. Ее даже задержали и на момент публикации материала до сих пор неизвестно, какую санкцию в отношении экс-генерального прокурора выберет суд.
Общественность на задержание Аиды Саляновой отреагировала вяло. Возможно потому, что образ «железной леди», практически единолично героически борющейся с коррупцией, несколько поблек. Прошло время и можно объективно оценить, что и как реально делала Аида Салянова на посту Генерального прокурора. Сейчас уже очевидно, что по конечно же «случайному стечению обстоятельств», фигурантами громких уголовных дел оказывались политические оппоненты Атамбаева. Неговоря уже о том, что именно Аида-эже была, так сказать, на передовой, когда после 7 апреля уничтожали всю правоохранительную систему, превращая ее в инструмент расправы с назначенными Белым домом «врагами народа». Именно с молчаливого одобрения Саляновой Генпрокуратура «стряпала» как под копирку заочные расследования, а суды выносили пачками заочные приговоры. Внаглую конфисковывали имущество и «национализировали» объекты, а по сути грабили всех до кого дотянулись. Прокуратура и суды, как никогда за всю историю независимости, были избирательны в отправлении правосудия. Как на стадии следствия, так и уже на стадии рассмотрения в суде.
Скандалы Аиды Саляновой
Помимо политически мотивированных уголовных дел, прокурорша Салянова запомнилась и многочисленными скандалами. В 2012 году депутат Ширин Айтматова заподозрила в коррупции саму Салянову. Стало известно, что родственница генеральной прокурорши приобрела два земельных участка стоимостью несколько миллионов долларов. Естественно поползли слухи, что за дорогостоящим приобретением стоит на самом деле сама Аида Салянова. Тогда родственные связи между Саляновой и приобретательницей земли некой Гульсары Абакировой были подтверждены самой Генеральной прокуратурой. Но надзорное ведомство не стало комментировать как Абакирова заработала эти миллионы, отметив лишь, что средства «полученные законным путем» каждый вправе тратить по своему усмотрению.
В 2013 году Аида Салянова отличилась и скандалом, связанным с сотрудниками ДПС. Рядовые сотрудники службы Азамат Осмонов и Улан Ботиков посмели остановить на улице Ахунбаева Lexus GX с запрещенной «тонировкой» всех стекол. «Внедорожник», где находилась Салянова, требования патрульных остановиться проигнорировал и поехал дальше. Милиционеры, не подозревая, КТО находится в кабине машины, стали преследовать джип. И только угроза прострелить колесо подействовала на водителя Lexus GX, который вынужден был затормозить. Тогда то ошарашенные милиционеры и узнали, что остановили служебную машину Генерального прокурора, да еще и с ней самой. Правда на машине были неизвестные всем патрульным номера. Вероятно потому, что Генпрокурор была в то время в отпуске и использовать служебный транспорт не имела права. Несмотря на то, что уголовное дело против патрульных было позже закрыто (да-да, вы не ошиблись, против выполнявших свою работу милиционеров было возбждено уголовное дело по статье «Превышение должностных полномочий»), ребят из органов уволили. За что и почему – до сих пор остается тайной.
Вообще 2013 год был богат на скандалы и скандальчики с участием Аиды Женишбековны. То она однокурсника своего прикрывает, то в рабочее время по пять часов «перышки чистит» в парикмахерской. Но сначала о скандале с однокурсником.
Верховный суд в 2013 году решает возобновить следствие в отношении Жаныбека Салиева, начальника главного управления по расследованию особо важных дел Генпрокуратуры. Жаныбек Салиев обвинялся в том, что был среди тех, кто в 1996 году совершили разбойное нападение на дом экс-депутата Султана Урманаева. Как рассказал на пресс-конференции в октябре 2012 года адвокат Акин Токталиев, будучи сотрудником прокуратуры города Кант, Жаныбек Салиев и еще 7 человек проникли в дом экс-депутата и похитили материальные ценности. «По данному делу в тюрьму был заключен всего один человек, а остальные сумели сбежать. Возбужденное уголовное дело было закрыто в связи с тем, что Салиев работал в прокуратуре. Сколько раз это дело не открывалось заново, его снова закрывают по вмешательству Салиева». Адвокат подчеркнул, что Салиева необходимо отстранить от работы. Так как присутствует конфликт интересов,это раз, и, во-вторых, по морально-этическим соображениям. Ведь бандиты и разбойники не имеют морального права работать в органах. С этим сложно не согласиться. Но это только в случае, если твоя сокурсница – не Генеральный прокурор.
В 2012 году судья Замирбек Базарбеков отменил постановление 1999 года о прекращении уголовного дела в отношении Салиева и заместитель прокурора Иссык-Кульской области Кубан Бейшекеев возобновляет следствие. Но, связи – наше все. Аида Салянова рекомендует немедленно отстранить от занимаемой должности Кубана Бейшекеева с дальнейшим понижением как раз за то, что посмел возобновить уголовное преследование Жаныбека Салиева. Дело против однокурсника Саляновой в который уже раз было снова закрыто.
В 2013 году, тогда корреспондент «Азаттык», Жанар Акаев разместил пост в Фейсбуке с фотографией, где рассказал о том, что сам видел, как Генеральный прокурор Аида Салянова почти пять часов провела в парикмахерской днем, в понедельник. Пресс-секретарь прокуратуры тогда очень невразумительно прокомментировал этот факт журналистам. И машина на фото прокуратуре не принадлежит, вроде Акаев перепутал, с другой стороны генпрокурорша – женщина. А девочки, — они такие. Даже когда под пятьдесят. И поэтому сходить в парикмахерскую, ну, как бы тоже, не возбраняется.
Отставка
Почему Салянова ушла или ее «ушли» с должности Генерального прокурора, так и не ясно. Но уж точно не потому, что вдруг отказалась выполнять незаконные указания Белого дома. Что-то сломалось в отношениях между ней и Атамбаевым. А может, и это скорее всего, вмешались третьи силы и раскинули сети интриг, жертвой которых и стала Аида Женишбековна. Кроме того, именно в этот период было возбуждено уголовное дело против мужа Саляновой, помощника министра юстиции Бактыбека Абдыкапарова, обвиняемого в мошенничестве.
Реформы и законодательные инициативы Саляновой
В этом абзаце и писать в общем-то нечего. При Аиде Саляновой никаких значимых, да и незначимых реформ системы прокуратуры сделано не было. Она их и не предлагала.
Что касается законодательных инициатив бывшего депутата Жогорку Кенеша от партии «Ата-Мекен», то тут Салянова запомнилась двумя инициативами. Одной, превратившейся в закон — это запрет и уголовное наказание от трех до пяти лет лишения свободы за нике с несовершеннолетними. За нарушение закона свободы будут лишены родители невесты и жениха, молдо и сам жених.
Вторая инициатива Саляновой законом не стала. Она предлагала законодательно ограничить количество гостей на различных тоях. А государственным и муниципальным служащим предлагалось и вовсе большинство праздников проводить исключительно в кругу семьи.
Сейчас Аида Салянова занята больше делами семейными. После отставки она сумела почувствовать на себе всю прелесть правоохранительной системы Атамбаева. Осужденная по надуманному поводу, за возобновление лицензии Алексею Елисееву на пять лет с отсрочкой приговора до совершенолетия дочери, Салянова назвала этот приговор «личной местью Атамбаева». Не исключено, что так оно и есть. Но вот сейчас, если Салянова окажется за решеткой, теперь уже не по надуманному, а вполне себе реальному и реалистичному поводу, у нее будет время поразмыслить, что она могла и не сделала, чтобы изменить систему, в жернова которой попала в свое время сама.