Омурбека Текебаева не отпустили. А ведь была уверенность, что 3 мая, лидер «Ата-Мекен» если и не выйдет на свободу, то, по крайней мере, будет сокращен срок наказания и дело будет отправлено на пересмотр по вновь открывшимся обстоятельствам. Но, единственное, что решили судьи, так это вопрос с конфискацией. Текебаеву милостиво оставили земельный участок на юге, полученный им еще молодым учителем физики в 1990 году и раритетную «Волгу». Кстати, по мнению юристов, просто отмена конфискации имущества Верховным судом, как наказания, противоречит нормам уголовно-процессуального и уголовного кодексов.
Дело не в любви или нелюбви лично к Омурбеку Чиркешовичу. Просто дело Текебаева и других заключенных, чьи уголовные дела имеют явный политический оттенок, в том числе и ситуация с Муратом Суталиновым — это как лакмусовая бумажка для нашего общества: насколько стало лучше, что реально изменилось со времен Атамбаева. Ведь именно в атамбаевский период по сведениям «Комитета по защите политических заключенных» в Кыргызстане, за решеткой по политическим мотивам оказалось более 30 человек. Именно он, как никакой другой правитель Кыргызстана, превратил правоохранительные органы, ГКНБ и суды в инструмент не только политического сыска, но и в механизм состряпывания уголовных дел против своих политических оппонентов и тех, кто, по его мнению, мог представлять угрозу для атамбаевского режима.
В этом году полизаключенных понемногу начали освобождать. Уже вышли на свободу члены, так называемого, «народного парламента». И это можно только приветствовать. Теперь на очереди дела Омурбека Текебаева, Дуйшона Чотонова, Садыра Жапарова и Мурата Суталинова.
За Текебаева просили многие на разных уровнях. Достаточно вспомнить последнее ходатайство о помиловании Розы Отунбаевой, которое подписали лидеры всех парламентских фракций. И даже партия СДПК недавно выступила с заявлением о необходимости пересмотра дела Текебаева. Это, конечно, верх цинизма, но, в тоже самое время и ловкий ход атамбаевских. Алмазбек Атамбаев таким образом переложил ответственность за судьбу Текебаева на Жээнбекова. И теперь весь спрос с последнего.
Но Верховный суд, несмотря на общественный резонанс, отказал адвокатам Текебаева в ходатайстве и приговор остается в силе. И общественность, в большинстве своем расценила эту ситуацию, как то,что Сооронбай Жээнбеков ошибки Атамбаева исправлять не спешит и этому пока нет логического объяснения.
Так же, как нет логического объяснения, почему наш суд, «самый гуманный суд в мире», до сих пор не отпускает на свободу Мурата Суталинова с реальным онкологическим диагнозом. На фоне истории со стремительным освобождением Азиза Батукаева – это выглядит не просто странно, а чрезмерно жестоко. Тем более на фоне заявлений о гуманизации уголовного законодательства.
Но,вернемся к Текебаеву. Помимо всего, очевидно ведь и то, что президенту Жээнбекову выгоден Текебаев на свободе, как оружие против Атамбаева. Нет сомнений, что будучи не за решеткой Омурбек Чиркешович сделал бы все, чтобы Атамбаева упекли в тюрьму. И не только Атамбаева, но и других одиозных персон из ближайшего окружения экс-президента, находящихся все еще на свободе. И почему Жээнбеков не хочет использовать потенциал Текебаева в этом направлении — не понятно.
Никто не призывает президента вмешиваться в работу судебной системы. Даже не смотря на то, что мы все знаем, как у нас работают суды и знаем степень их независимости. Президент может единолично помиловать заключенных. И ему не надо ни у кого спрашивать согласия. В нашей Конституции написано просто и ясно: «Президент обладает правом помилования». Без всяких дополнительных условий.
Санжар Эсеналиев.