Урановая тема – главная тема последних недель для Кыргызстана. Ее активно и ежедневно мусолят в соцсетях и СМИ, но, как оказалось, нет предела совершенству. Тем более, что своими противоречивыми заявлениями чиновники и депутаты сами подогревают урановую истерию. А началось все с того, что в двадцатых числах апреля в местном сегменте соцсетей начала усиленно муссироваться информация о начале добычи урана на месторождении Таш-Булак на Иссык-Куле. Народ разбираться в нюансах не пожелал. Какая разница каким будет способ добычи и так далее. Урановое месторождение рядом с курортной зоной Иссык-Куля, да еще и весь этот инфошум накануне сезона – однозначно плохо.
Не смогли вовремя сориентироваться и дать внятную информацию по урановой теме и наши чиновники. Хотели, видимо, как всегда, все обстряпать тихо, без привлечения внимания общественности. Когда не получилось, начали невнятно оправдываться и делать заявления,которые внесли еще большую сумятицу в информационную ситуацию вокруг добычи урана в Кыргызстане.
Первый и главный вопрос, интересующий народ, кто и когда выдал лицензию на разработку месторождения. Реальность наша такова, что мелкие чиновники, конечно, окажутся, в последствии, крайними. Это как на днях, по делу незаконного освобождения вора в законе Азиза Батукаева задержали врача-онколога, который выдал справку. Как будто простой врач посмел бы это сделать без указки свыше, даже за деньги. Так же и с лицензиями на урановые месторождения. Главы соответствующих министерств, ведомств и так далее, конечно, виноваты, но ответственный за все в стране, по мнению населения, это, конечно, ее руководитель.
Тем временем экс-президент Алмазбек Атамбаев, как только запахло жареным и выснилось, что лецензию конторе, которая работает на месторождении на Иссык – Куле продлевали три или четыре раза, аккурат в период его президентства, начал тут же делать различные заявления через пресс-службу своей партии. Дескать, этот вопрос никогда на уровне премьера и президента не рассматривался и вообще, Атамбаев всегда был за экологию и даже на 72-ой сессии ООН выступал с речью, где указал на необходимость особого подхода к разработке урановых месторождений. Но в добрые намерения и неведение Атамбаева можно было бы поверить, если бы не знать его хорошо и не уметь сопоставлять факты, которые прямо говорят о его цинизме и двуличности. С этой самой трибуны ООН на той самой 72-сессии ООН Атамбаев выступал и против механического разрушения ледников человеком, как основного фактора ускоряющего изменение климата и способного нанести невосполнимый ущерб экологии. А в это время, его подручный, премьер-министр Сапар Исаков принуждал депутатов проголосовать за внесение изменений в Водный кодекс Кыргызской Республики. Эти изменения позволяли Центерре, добывающей золото на Кумторе делать это наземным методом, разрушая наше другое «золото» — ледники Лысый и Давыдов. Кстати, по возвращении из Нью-Йорка, Атамбаев подписал изменение в Водный кодекс. Так что, с тем, что слова Атамбаева расходятся с его делами мы сталкиваемся не впервые. Но, не только Атамбаев оказался замешан в скандале с выдачей лицензии на разработку уранового месторождения.
Все чаще,особенно в кыргызоязычном сегменте социальных сетей и СМИ стали упоминать имя Отунбаевой в связи с урановым скандалом. Дело в том, что лицензию №2852 на разведку месторождения урана, тория, циркония, железа, титана, фосфора на участке Кызыл-Омпол, ОсОО «Юразия» получила 18 ноября 2010 года. А руководила страной в это время Роза Отунбаева. Причем, единолично, так как правительство еще не было сформировано, потому что Жогорку Кенеш КР никак не мог создать коалицию большинства.
Любопытен и тот факт, что одним из учредителей компании «ЮрАзия» числится Арсланбек Кененбаев, являющийся мужем Айжан Чыныбаевой – дочери родной сестры Розы Отунбаевой. Совпадение? Возможно. Но, в любом случае хочется услышать комментарий самой госпожи экс- президента переходного периода. А то слухи, порождают новые слухи и,как следствие, подозрения.
Но, пойдем дальше. Так же, один из главных вопросов урановой темы: А что теперь? На волне митингов, в частности, перед народом в Балыкчи, первый вице-премьер министр Кубатбек Боронов заявил, что лицензию у «ЮрАзии» отозвали. Однако, позднее, отвечая на вопросы депутатов, Боронов признался, что лицензия не отозвана, а всего лишь приостановлено ее действие. Кстати, все работы на месторождении, в связи с волной митингов, итак не велись. На какой срок приостановлена лицензия – тоже не известно. Представитель «ЮрАзии» заявил журналистам, что кампания приостановила все работы до изменения обстановки в стране. Это обозначает, что, если общественность переключит свое внимание на другие проблемы или компания сумеет убедить главных бузотеров в том, что они предлагают реально безопасный способ добычи урана на Иссы-Куле, знаки с известным желтым теругольником – осторожно, радиоактивная опасность, — вполне могут опять появиться в районе нашей жемчужины, озера Иссык-Куль. Если конечно добыча урана не будет законодательно запрещена на территории Кыргызстана.
Непонятная и противоречивая ситуация и вокруг нарушения закона «О биосферной зоне Иссык-Куль». Глава Госагентства охраны окружающей среды и лесного хозяйства Абдыкалык Рустамов утверждает, что никакого нарушения закона нет. Хотя очевидно, и на этом настаивают и многие депутаты Жогорку Кенеша, что разведка велась как раз в биосферной зоне Иссык-Куля. А значит, закон нарушен. Теперь этим просто обязана заинтересоваться Генеральная прокуратура.
Вообще, правительство удивляет и расстраивает отсутствием позиции по такому стратегическому проекту, как добыча урана на территории Кыргызской Республики. Под давлением общественности действие лицензии приостановили. Хотя, как заявил Кубатбек Боронов на заседании парламента, никаких оснований отзывать лицензию у «ЮрАзии» нет. Но, если правительство было убеждено изначально, что поводов для приостановки лицензии нет и добыча урана ущерба экологии не нанесет, то принимать решения под воздействием толпы – последнее дело. Показатель слабости власти. Если же были и есть сомнения в необходимости добычи урана на Иссык-Куле и если минусы от этой добычи значительно превышают плюсы, то почему не приостановили эту самую лицензию раньше? Почему спокойно получали выплаты от инвестора в бюджет, хотя знали, что добыча урана и туристическая зона – понятия несовместимые. И, наверняка, продолжали бы получать, и замяли бы это дело, если бы не бдительность гражданских активистов. А сейчас, весь этот скандал накануне туристического сезона, конечно, скажется негативно на нашей туристической мекке – озере Иссык-Куль. Потенциальные отдыхающие ведь не будут вдаваться в детали ситуации. Радиационная опасность и отдых – понятия несовместимые. Если, конечно, у нас не изменилась туристическая концепция и мы теперь собираемся развивать экстремальный туризм, заманивая сталкеров со всего мира. Впрочем, для них у нас уже есть великолепные объекты в Майли-Суу или Мин-Куше. И кто будет нести ответственность и будет ли нести вообще, непонятно. Но вот правительство… Нет слов. Вернее они есть, но в приличном обществе их произносить не принято вслух.
Новые Кодексы – вначале приняли, потом подумали, потом начали исправлять уже принятое опять под воздействием общественного мнения.
Антикитайские митинги – тоже реагируем уже на свершившееся.
Скандал с ураном – стратегический вопрос. Но у правительства нет позиции, нет стратегии, нет информационной политики.
Грустно и тревожно. Ведь нашими соответствующими структурами выдано 18 лицензий на поиск и разведку урана в нашей стране. Из них 9 – только на уран. И из них 4 – в районе Иссык-Куля. Так что депутаты, предлагающие ввести мораторий на добычу урана в Кыргызстане правы и их инициативу надо поддерждать. По крайней мере до тех пор пока не придет к власти правительство, обладающее стратегическим и системным видением. У которого есть позиция по всем вопросам. Которое сможет расставить наши внутриполитические и концептуальные приоритеты. Которое сможет провести ревизию того,что уже было сделано предшественниками, в том числе и по фактам выдачи различных лицензий и разрешений. А пока, да, мораторий, как единственный выход против чиновничьего дилетантизма и возможно коррупции.
Редакционное.