«Кыргыз Темир Жолу» – это главная транспортная артерия нашей страны. В последнее время в СМИ стали появляться публикации о переходе этого стратегического госпредприятия в частные руки, что вызвало бурную негативную реакцию со стороны профсоюза железнодорожников. По мнению главы профсоюзов КЖД Эрниса Докенова это дело министра транспорта, Главы КЖД и некоторых депутатов. Конечная цель, по его словам, продажа стратегического предприятия инвесторам либо с России или с Казахстана. Это приведет к тому что пассажирские перевозки будут убраны, которые являются убыточными, а останутся только грузовые перевозки. Пострадает коллектив и рядовые пассажиры.
Прояснить ситуацию в Министерстве транспорта и Фонде госимущества не удалось. Поскольку принципиального решения об акционировании ГП “Кыргыз Темир Жолу” еще не принято. Однако этот вопрос активно обсуждается как в парламенте, так и в правительстве.
Предложенная Концепции развития прошла без учета мнения четырехтысячного коллектива Кыргызских железных дорог. Хотя идея акционирования вызывает обоснованные опасения у подавляющего большинства сотрудников.
Генеральный директор “Кыргызские железные дороги” Канатбек Абдыкеримов предложил концепцию, в которой предусматривается создание совместного предприятия с инвесторами по экспедированию грузов и внедрение механизм государственного и частного финансирования. Но такая передача железной дороги в частные руки, как показывает мировая практика, далеко не всегда приводила к хорошим результатам.
Так и в Кыргызстане, как показывает практика, акционирование и создание отдельных структур в области энергетики как “Северэлектро”, “Востокэлектро” не привело к повышению их эффективности и прозрачности, как обещали власти. Это “бездонная бочка”, куда вбухиваются огромные средства с бюджета страны, грантовых средств и кредитов, но без результата.
По словам правозащитника Риты Карасартовой есть планы властей по акционированию ГП “Кыргызпочтасы”. У этого предприятия есть отделения во всех районах страны и он выполняет очень важную функцию. При реализации таких планов предприятие не должно оцениваться по остаточному принципу и по заниженной цене. Тот же “Кыргыз почтасы”, по примеру Турции и Японии мог бы работать как государственный банк, акуммулируя деньги муниципалитета.
Авторы:
Булат Сатаркулов, Адиль Турдукулов, Александр Тропейко.