Я хочу попросить прощения у читателей, что несколько запоздал со своим текстом: хотел написать колонку сразу после памятного выступления экс-президента Алмазбека Атамбаева, посвященного трагическим событиям в Аксы. Случилось это, как известно, 17 марта в Бишкеке на митинге-реквиеме, организованном СДПК по случаю 17-й годовщины аксыйских событий. В тот же день параллельно со своим экс-досумом высказался и действующий глава государства Сооронбай Жээнбеков, который выступил на митинге непосредственно в райцентре Аксыйского района.
По объективным причинам я сразу не смог написать свой комментарий. А сейчас подавать устаревшие мысли не имеет смысла — новость, как и пряник, всегда должна быть свежей и к месту.
Тем не менее, совсем забывать об этом атамбаевском спиче я также не хочу, уж слишком тема актуальная. Да и выступление двух акынов было очень впечатлительным. Особенно атамбаевское. Поэтому я свою нынешнюю колонку хочу разделить на два информационных повода: об айтыше Атамбаева и Жээнбекова, и более актуальная — вероятное возвращение Омурбека Бабанова.
Часть 1
Выступление Атамбаева и Жээнбекова в один день и по одной теме было похоже на такое модное в нынешней молодежной среде противостояние, как «батл». Если говорить кыргызча — айтыш. Думаю, многим известно такое импровизированное состязание двух акынов, когда острословы исполняют своеобразный песенный диалог, постоянно передавая очередь и подхватывая слова оппонента. По итогам такого «батла/айтыша» выбирается победитель, при этом оценивается как музыкальность и ритмичность, так и сообразительность в парировании аргументов соперника. При этом акыны используют в своих диалогах подколки и выпады, т.е. фразы, высмеивающие соперника. В рэп батлах они называется панчами.
Два президента, экс и действующий провели такой вот очередной заочный батл. Политологи принялись анализировать панчи сторон и пытаться разгадать тайные планы ньюсмейкеров. Соцсети оперативно отреагировали и наполнились мемами и ироничными постами. Пользователи начали проводить флешмобы на тему «это же сколько надо выпить коньяка», намекая на неосторожный ляп Атамбаева о том, что во время встречи с Жээнбековым он пил коньяк из специальных китайских десятиграммовых рюмок. Атамбаев видимо хотел намекнуть, что выпивает редко и немного, чем изрядно насмешил страну. Лучше бы сразу признался — иногда не пью. Но я отклонился от основной тема…
Так вот, в российской рэп-культуре выделяется некто Машнов, известный под говорящим псевдонимом Гнойный, что наиболее точно характеризирует его нигилистическую натуру. Так же он известен своими аморальными и резкими высказываниями о других рэп-исполнителях. Согласитесь, точно смахивает на атамбаевское поведение.
Если дальше проводить параллели с рэп-баттлами, ставшими в последнее время новым трендом молодежной культуры, то наш Гнойный в лице Атамбаева этот айтыш безусловно выиграл. Он искрометно метал вокруг себя словесные испражнения в адрес врагов. Повышал эмоциональный градус со свойственной ему особой манерой, с надрывом и каким-то подвыванием, расхваливая себя любимого. Как обычно, рассказывая о страшных угрозах в свой адрес и опасениях за свою жизнь. Зрители практически замерли в ожидании того, как кумир разорвет на своей груди рубаху, патетически восклицая: если убьют Атамбаева, на его смену придут тысячи.
Я полагаю, что в это же время другая, здравомыслящая часть испуганно перекрестилась и пожелала оратору долгой-предолгой жизни. Потому как страна от одного Атамбаева еле-еле оправляется. Куда уж ей еще вынести.
Жээнбекова я сравниваю с другим российским рэп-исполнителем Федоровым, по прозвищу Оксимирон, которого Гнойный когда-то назвал «жадной до хайпа свиньей». И правда, действующий президент Жээнбеков на фоне Атамбаева выглядел блекло. Ни огонька тебе, ни задоринки. Штампованная речь председателя колхоза. Но и то, не передового, а так, «середнячка». Не было ни уверенности, ни твердости, ни решимости. Так, невнятное мычание.
Зато Алешу несло. И неизвестно, куда вынесет. При такой выжидательно- нерешительной позиции Сооронбая Шариповича, удивляться не придется, если Атамбаев снова окажется на политическом Олимпе.
Стоит отметить, что и советники у Жээнбекова никакие. Это только вражина мог придумать отправиться президенту в Аксы, в очередную годовщину событий. Ведь в 2002 году, когда случились Аксыйские события, брат Сооронбая Шариповича, Жусупбек Шарипов был губернатором Джалал-Абадской области. И именно он, был одним из тех, кого обвиняли впоследствии в аксыйской трагедии. Не зря местные жители остались недовольны мероприятием, о чем рассказал Azattyk.kg.
Нелепо выглядят и потуги Жээнбекова проявить себя борцом с семейно-клановым правлением. Лучше бы нашел что ответить на постоянные утверждения своего бывшего досума о том, что именно он его «приволок», «притащил», «вытащил из Кара-Кульджи», «посадил на пост президента». Народ все-таки желает знать, были ли это всенародные выборы президента или нам нового главу государства приволок и назначил Атамбаев? Хотя, может быть Жээнбеков мазохист и ему доставляет удовольствие слушать оскорбления и унижения.
Но, в любом случае, победа «нашего» Гнойного была справедливой. Хлеба нет, так пусть хоть зрелище какое-никакое будет.
Часть 2
В последние дни на сайтах местных информагентств стали появляться сообщения о вероятном скором возвращении опального политика Омурбека Бабанова. Разного сорта эксперты и политологи принялись гадать, чью сторону он примет — экс-президента Атамбаева, который нынче в контрах с нынешним главой государства. А может он решил идти ва-банк, несмотря на заявление ГКНБ о том, что Бабанов после возвращения будет привлечен к ответственности в рамках закона?
Как вы помните, в отношении Омурбека Бабанова было возбуждено два уголовных дела. Первое уголовное дело было возбуждено по ст. 299 («Возбуждение национальной, расовой или религиозной вражды») УК КР после речи во время предвыборной агитации в городе Оше в 2017 году. Второе — по признакам преступлений, предусмотренных ст. 297 («Публичные призывы к насильственному изменению конституционного строя»).
После президентских выборов 2017 года Омурбек Бабанов покинул страну и заявил о завершении политической карьеры.
Но самое интересное случилось через год — в декабре 2018 года экс-президент Алмазбек Атамбаев в интервью телеканалу «Апрель» сказал, что дела в отношении Омурбека Бабанова должны быть закрыты.
«После выборов он мог бы устроить беспорядки, но он ничего этого не сделал, а решил уйти из политики, — заявил тогда Атамбаев. — Это на деле доказывает, что для него превыше всего мир в стране. Дела против Бабанова должны быть закрыты. Нужно сказать ему спасибо. В течение года он разве что-то сказал, что-то сделал? Сделал что-нибудь, чтобы нарушить мир в стране? Наоборот, он оказался обманутым мною и Жээнбековым. Из-за этого мне неудобно».
Я могу сказать точно: верить Атамбаеву — себя не уважать. Ровно год назад он говорил другое. Но доля правды в его словах все-таки имеется: Бабанов, несмотря на то, что набрал более 30 реальных процентов голосов, признал выборы и решил отстраниться от политических дел и вопросов. Мы знаем иных политиков, которые при меньших процентах заявляли о фальсификациях во время выборов.
Не буду сейчас углубляться в атамбаевские речи, его поток словесного сознания неизвестно где может вынырнуть. Гораздо интереснее вышеуказанное заявление ГКНБ. Тайная жандармерия у нас, как известно, давно стала политическим инструментом давления на оппозицию. Вместо обеспечения государственной и национальной безопасности, спецслужба по надуманным поводам преследует тех, кто неугоден действующей власти.
И вот еще что, во время своей агитационной речи на дебатах в 2017 году, тогда еще кандидат в президента Сооронбай Жээнбеков заявил, что будет бороться с коррупцией и начнет именно с Бабанова.
Понятно, что все эти речи Сооронбая Шариповича были сказаны с подачи тогда еще президента Атамбаева, который любыми путями старался продвинуть своего наместника. Ведь уже не секрет, что Атамбаев планировал и дальше руководить страной в качестве «серого кардинала». Но он не учел того, что Жээнбеков быстро почувствует вкус власти и подвинет в сторону своего бывшего патрона.
В настоящее время Жээнбеков показал себя политиком, независимым от атамбаевских закидонов и, следовательно, может пересмотреть те взгляды и моменты, которые ему были когда-то навязаны «старшим братом».
В случае возращения Бабанова в Кыргызстан, ГКНБ может его арестовать (опять же, чтобы угодить политическому руководству). Кто от этого выиграет? Точно не президент Жээнбеков. Зато у Гнойного, тьфу ты… у Атамбаева будет дополнительный повод акынить о политических преследованиях. Если президент Жээнбеков твердо решил проявить самостоятельность от Атамбаева, то надо быть последовательным до конца.
Улугбек Бабакулов.