Об антинародных, антигосударственных и незаконных деяниях Атамбаева А. в период 2011-2017 г.г., совершенных умышленно и намеренно с целью развала экономики и разрушения государственного строя Кыргызской Республики.
I. Перечень деяний по разрушению демократических основ государственного устройства и узурпации государственной власти.
№ | Положение Конституции от 27.06.2010 г. (цитата) | Фактическое исполнение в 2011-2017 г.г. | Квалификация деяния |
1 | 2 | 3 | 4 |
1. | Ст.2 п.4 гласит: «Выборы депута-тов Жогорку Кене-ша … проводятся на основе всеоб-щего равного и прямого избира-тельного права при тайном голосова-нии». | Фактически избира-тели голосуют за название партии, а уже лидер партии решает, кому выда-вать мандат депутата, т.е. прямые выборы заменены косвен-ными. Получив мандат от лидера партии депу-таты уже выполняют его волю, но не волю избирателей. В итоге 120 депутатов становятся зависимы-ми от 5 человек, оли-гархов – руководи-телей партий, а не от народа.Согласно меж-дународным нормам, запрещается голосо-вать по спискам. В бюллетене должно быть указано ф.и.о. кандидата от партии, а не название партии. | Нарушение основ конституционного строя в целях узурпации госу-дарственной власти и подчинения Жо-горку Кенеша 5 лидерам партий, а не народу, избравшему Жогорку Кенеш. |
2. | С.4 п.4 (1) гласит: «В Кыргызской Республике запре-щается слияние государственных … и партийных институтов». | Фактически все долж-ности министров, председателей коми-тетов, ведомств, пол-номочных предста-вителей правитель-ства по областям, руководителей круп-ных предприятий были по квотам распределены по политическим пар-тиям, создавшим коа-лицию большинства. От имени партий во власть пришли неком-петентные и неопыт-ные люди, которые уже не подчинялись Премьер-министру, а выполняли волю ли-деров партии. | Нарушены демо-кратические основы государственного устройства и управ-ления, фактически деморализовавшая Правительство как исполнительный орган. Это стало вторым шагом к узурпации власти. |
3. | Ст.84 п.1 гласит: «Кандидат на должность Пре-мьер-министра вносит в Жогорку Кенеш программу, структуру и сос-тав правитель-ства». | В нарушение ст.84 п.1 состав правительства определяли лидеры партий, создавшие коалицию большин-ства на основании неконституционных и незаконных квот, что привело к мас-совой коррупции в органах власти. Фак-тически и законода-тельная, и исполни-тельная ветви власти оказались в полном подчинении у Прези-дента. Поскольку в соот-ветствии со ст.94 п.8 и ст.95 п.5 Конституции КР назначение и освобождение судей местных судов осу-ществляется Прези-дентом, то и судебная власть оказалась в подчинении у Прези-дента. | Поскольку лидеры всех партий в Жогорку Кенеше были крупными предпринимателями, Президенту не стоило особых трудов подчинить их своей воле. В итоге в 2012 г. начавшаяся узурпация власти, завершилась в 2013 г. |
4. | Ст.16 п.2 гласит: «Никто не может подвергаться дискриминации по признаку пола, расы, языка, инвалидности, вероисповедания, возраста, политических и иных убеждений». | Фактически в нару-шение этой статьи в ст.70 п.2 Конституции КР написано: «Жогор-ку Кенеш состоит из 120 депутатов, изби-раемых сроком на 5 лет по пропорци-ональной системе», т.е. 95 % народа Кыр-гызстана, не пожелав-шего быть членом какой-либо полити-ческой партии, оказа-лась подвергнутой ди-скриминации по политическим убеж-дениям. Таким образом, законодательная власть оказалась в руках 5-6 олигархов-лидеров политичес-ких партий. Народ был лишен права изби-раться в Жогорку Кенеш, тем самым демократия – власть народа – оказалась демонти-рованной, вместо нее установилась власть пяти-шести партий, а по сути власти пяти-шести олигархов. В нарушение Пятого раздела Конституции К.Р. сменив за 6 лет 7 раз состав Прави-тельств, Президент намеренно лишил исполнительный ор-ган стабильности, преемственности, еще более укрепляя уже узурпированную власть в государстве. | Президент разрушил фундаментальную основу демократии – власть Народа, установив взамен власть пяти-шести лидеров партий, которая по сути стала властью мафии («мафия в политике – незакон-ное, преступное воз-действие на лиц, государственные и общественные учреждения и орга-низации с целью достижения эконо-мических, полити-ческих или кадро-вых результатов». Политология, Энциклопедический словарь. Москва, 1993 г., стр.171). |
5. | Ст.63 п.3 гласит: «Президент на период осуще-ствления своих полномочий при-останавливает свое членство в политической партии и пре-кращает любые действия, свя-занные с дея-тельностью политических партий». | Фактически Прези-дент демонстративно и неоднократно прово-дил заседания Полит-совета СДПК, широко освещавшиеся в сред-ствах массовой ин-формации. Президент пять раз предлагал фракции СДПК в Жогорку Кенеше право форми-рования парламент-ского большинства (и соответственно, струк-туру и состав Прави-тельства). | Подчинив себе зако-нодательную, испол-нительную и судеб-ную ветви власти, Президент, руково-дивший Политсо-ветом СДПК, фор-мально поручая фракции СДПК формирование коа-лиции большинства, на деле сам опре-делял состав и структуру Прави-тельства, установив в стране свое еди-ноличное правление. Факт узурпации власти неоспорим. |
6. | Ст.7 п.1 гласит: «В Кыргызской Республике ника-кая религия не может устана-вливаться в ка-честве государ-ственной или обязательной. Ст.7 п.3 гласит: «Запрещается вмешательство религиозных объединений и служителей куль-тов в деятель-ность государ-ственных орга-нов». | Фактически в нару-шение этой статьи Президент официаль-но заявил в России в интервью радио «Эхо Москвы», что респуб-лика пойдет в буду-щее по пути ислама (в его турецком вариан-те). После этого анти-конституционного заявления в Жогорку Кенеше, в Правитель-стве, в ряде минис-терств и комитетах открылись молельные комнаты, а член Ду-ховного управления (А.Нарматов) был на-значен советником Президента. | В целях недопу-щения недовольств или критики со стороны обществен-ности фактом узур-пации власти, Пре-зидент заручился поддержкой мусульманских верующих, состав-ляющих значитель-ную часть электо-рата. |
Ст.5 п.2 Конституции гласит (цитата): «Никакая часть народа, никакое объединение, никакое отдельное лицо не вправе присваивать власть в государстве. Узурпация государственной власти является особо тяжким преступлением».
Президент под предлогом создания депутатами от СДПК коалиции большинства в Жогорку Кенеше, фактически установил в стране свое единоличное правление, что подтверждает факт узурпации им государственной власти.
В целях недопущения возможности обращения в Конституционную палату по вышеперечисленным фактам нарушения Конституции КР, Закон «О конституционной палате» специально был принят с задержкой на один год, т.е. 13 июня 2011 г. в него вносились изменения в мае 2012 г. и в июне 2013 г. формирование состава судей Конституционной палаты также специально затягивалось, завершившись только к концу 2013 г.
Узурпация власти дала возможность Президенту и его ближайшему окружению в течение 2011-2017 г.г. осуществить массовые хищения государ-ственных (бюджетных и кредитных) средств в особо крупных объемах путем системной коррупции в таможенной, налоговой, финансовой сферах, горнодобывающей, энергетической и транспортной отраслях, экономике страны нанесен ущерб (по оценкам экспертов) в размере 5-7 миллиардов долларов.
II. Перечень деяний по развалу экономики, увеличению внешнего долга и созданию системной коррупции в стране.
№ | Наименование | Содержание | Юридическая квалификация |
1. | Признание бан-кротства ПО «Кыр-гызгаз», имевшего задолженность около 4 млрд.сомов и его продажа за 1 доллар. | Банкротство признано с нарушением пре-дусмотренной законом процедуры (без ком-плексного и всесто-роннего анализа фи-нансово-хозяйствен-ной деятельности и т.п.). Армения продала 30% акций своей газовой отрасли за170млн.дол-ларов.Согласно публи-кациям в СМИ и в Интернете средства ПО «Кыргызгаза» бы-ли использованы на выборную компанию Президента. Респуб-лика оказалась в полной зависимости от иностранной газо-снабжающей органи-зации. Нанесен ущерб стратегической безо-пасности государства. | Коррупция, злоупотребление должностным положением, превышение должностных полномочий, незаконное использование бюджетных средств, незаконное обогащение. |
2. | Доля республики в проекте «Кумтор» с 50% (в 2010 г.) упала до 26%. Инвестор не ком-пенсировал ущерб, нанесенный эко-логии страны. | Обсуждение вопроса депутатами Жогорку Кенеша заключения независимых экс-пертов стране нанесен ущерб в сумме от 2 до 3 миллиардов дол-ларов. | Коррупция, узурпация власти. |
3. | Продажа место-рождения «Жеруй» за 100 млн. дол. | Соглашение по Кум-тору обсуждалось три раза в Жогорку Кене-ше и пять раз в правительстве. Условия по «Жерую» ни разу не обсуж-дались ни в прави-тельстве, ни в Жогор-ку Кенеше. Генераль-ное соглашение с инвестором не заклю-чено. По оценкам экспертов, стране на-несен ущерб от 1,5-2,5 млрд. дол. США. | Коррупция, узурпация власти. |
4. | Все остальные зол-торудные месторо-ждения отданы иностранцам на невыгодных для республики усло-виях. | Условия освоения мес-торождений не обсуж-дались ни в прави-тельстве, ни в Жогор-ку Кенеше и закрыты для общественности (в СМИ не публико-вались, общественные слушания не прово-дились и т.п.). По оценкам экспертов, стране нанесен ущерб, включая экологию, на 1-1,5 млрд. дол. | Коррупция, узурпация власти. |
5. | Внешний долг страны увеличился почти на 2 млрд.дол. кредитов, взятых на невы-годных для респуб-лики условиях. | В правительстве условия реализации этих кредитов не обсуждались, их рати-фикация в Жогорку Кенеше проводилась поспешно, формально. | Коррупция, узурпация власти. |
6. | По данным тамож-ни КНР в 2016 г. в Кыргызстан импор-тировано на 5.6 млрд. дол. товаров, в 2017 г. – на 4,3 млрд. дол., а по данным таможни Кыргызстана, в 2016 г. – на 1,5 млрд. дол., в 2017 г. – на 1 млрд. дол. | Только за 2016 г. и 2017 г. разница в этих показателях составила 7,4 млрд. дол. неучтенных товаров, по которым таможен-ные сборы должны были составить 1,43 млрд.дол. От реэ-кспорта этих товаров по оценкам экспертов получено от 500 до 780 млн.дол. теневого дохода. | Коррупция, узурпация власти. |
7. | В летний период 2011 и 2012 г.г. из Токтогульского во-дохранилища спу-щено воды на 2, 2 млрд. м3 больше нормы. В 2011-2012 г.г. экспорт электро-энергии составил 4, 38 млрд. квт.-ч. на что ушло 5 млрд. м3 воды, что привело к снижению уровня воды в Токто-гульском водохра-нилище до 11 млрд. м3 и энергети-ческому кризису в 2013-2015 г.г. | Есть основания утверждать, что в летний период 2,2 млрд.м3 было спущено из-за коррупции (воду продавали). В чьих интересах шел экспорт электро-энергии в объеме 4, 38 млрд.квт-ч по цене ниже чем в 2008 – 2009 г.г. и какова была необходимость тра-тить на выработку 4, 38 квт.-ч. 5 млрд. м3 воды и ввергать страну в энерге-тический кризис? | Узурпация власти, коррупция |
В общей сложности только по вышеназванным фактам экономике страны нанесен ущерб в объеме от 5 до 7 млрд. дол. (минимальная оценка экспертов).
И это далеко неполный перечень антинародных деяний Президента после узурпации им государственной власти.
III. Причины политических репрессий
Узурпация власти и антинародные деяния с 2015 г. стали очевидны для общества, но только у мужественных и принципиальных людей это начало вызывать беспокойство.
Ряд общественных и политических деятелей стали открыто писать и говорить о противоправных делах власти, предлагая формирование правительства народного доверия, активизацию института Народного Курултая и т.п.
Для расправы с ними и в устрашение других, была создана организованная преступная группа, деятельность которой координировал руководитель аппарата Президента Ниязов Ф., Генпрокурор выдавал незаконные санкции на аресты и обыски, Сегизбаев, Суюмбаев, в нарушение ст.12 Закона «Об органах национальной безопасности» назначенные руководить ГКНБ, по опытку НКВД (Ежова и Берии) стали массово фабриковать и фальсифицировать уголовные дела против невиновных, а «карманные» судьи с нарушением многих статей УПК осудили более 20 патриотов к лишению свободы на 140 лет.
В этой преступной группе КТР – Карыпбеков И. и газета «Дело №» исполняли заказы ГКНБ на огульное и бездоказательное шельмование и охаивание незаконно осужденных, делая из них врагов народа, иностранных шпионов или коррупционеров.
Грубо нарушив Статьи 1 и 15 Закона КР “Об органах национальной безопасности КР” о назначении и обязанностях органовнациональной безопасности, Атамбаев А. создал в структуре ГКНБ антикоррупционную службу, превратив ГКНБ в карательный орган для расправы и гонений политических оппонентов, в то время как его приближённые, создав устойчивые коррупционные схемы, наносили ущерб экономике и бюджету государства в сотни миллиардов сомов.
Чтобы сохранить власть и после окончания полномочий, Президент ценой 1 млрд. 600 млн. сомов оставил вместо себя своего преемника, но просчитался.
IV. Уважаемый Сооронбай Шарипович!
Мы все желаем Вам успехов в работе во имя народа и суверенного Кыргызстана, но это может быть только при одном условии: если Вы примете безотлагательные меры по восстановлению подлинно демократических основ конституционного строя и как можно скорее устраните все структуры и механизмы узурпации государственной власти, которые остались как антинародное и позорное наследие и все ещё продолжают функционировать в стране.
В этих целях мы просим:
Создать с участием представителей общественных организации три комиссии:
Первая. По приведению в соответствие с ст.2 п.4, ст.4 п.4 (1), ст.16 п.2, ст.84 п.1 Конституции законных и подзаконных актов, касающихся выборов депутатов Жогорку Кенеша и формирования структуры и состава Правительства, ликвидации АКС ГКНБ и передачи его функций другим структурам власти.
Вторая. По уточнению и выявлению полного объема ущерба, нанесенного экономике страны, госбюджету и финансам устоявшимися коррупционными схемами, созданными узурпированной властью в период 2016 – 2017 г.г. в таможенной, налоговой, транспортной, горнорудной, финансовой отраслях, министерствах иностранных дел, здравоохранения и народного образования.
Третья. По расследованию противоправных деяний организованной преступной группы: Ниязов Ф., Джолдубаева И., Токбаева А., Сегизбаев А., Суюмбаев Б., Карыпбеков И. и др. и реабилитации незаконно осужденных политических и общественных деятелей.
Объективный анализ экономической, социальной и общественно-политической ситуации в стране за 2018 г. показывает, что дальнейшее сохранение структуры и схем узурпированной государственной власти в стране могут быть чреватыми тяжелыми и нежелательными последствиями.
Участники Круглого Стола, Представители общественных, политических и патриотических организаций г. Бишкек.
12 февраля 2019 г.