На редактора газеты «Новые лица» Лейлу Саралаеву и журналиста Светлану Бегунову возбуждено уголовное дело за разглашение тайны переписки и вмешательство в частную жизнь. В суд подала юрист Министерства культуры Кыял Кенжематова.
Чиновница просит привлечь представителей СМИ к ответственности по двум статьям Уголовного кодекса КР (старой редакции) — 135 «Нарушение неприкосновенности частной жизни человека» и 136 «Нарушение тайны переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных или иных сообщений». Дело возбудили еще в ноябре 2018 года. Сегодня должно было состоятся заседание суда, но процесс отложили из-за болезни одной из ответчиц.
Как пояснил медиапредставитель Института медиа полиси Акмат Алагушев, юрист Мункультуры подала жалобу о частном обвинении, но это уголовные статьи. Иск в рамках рассмотрения дела еще не заявлен.
Медиапредставитель отметил, что это первый случай, когда на представителя СМИ подают за разглашение тайны переписки или телефонных переговоров. По его словам, формулировка статьи 136 УК КР очень расплывчата.«Есть комментарий к Уголовному кодексу, но по этой статье нет пояснения. Постановление Пленума Верховного суда также не проливает свет на эту статью», — отметил Акмат Алагушев.
Поводом для обращения в суд стала публикация Саралаевой в соцсетях. Журналист описала свою беседу с юристом Минкульта, где последняя просит ее предоставить несколько экземпляров газеты. «Юрист Кенжаматова сказала, что министерство проводит мониторинг всех СМИ на предмет того, кто какую линию проводит. На вопрос, если мы не предоставим все номера газеты она ответила: «Ваше право, но мы можем достать все номера другим путем. Вы проводите определенную экономическую деятельность, чтобы вас потом в к ответственности не привлекли». На мой наивный ответ, что у нас свобода слова и от государства нам, частной газете, нет никакой помощи, она безапелляционно ответила: «Помощь государства в том, что мы даем вам работать. Мы не вмешиваемся, вы свою работу делаете. Мы просим предоставить номера. Если вам этого мало, мы скажем определенным госорганам, которые надзирают, контролируют, что вы не предоставили информацию, и тогда, я не знаю, будут другие меры», — цитирует Саралаева Кенжематову.
В комментарии СМИ Саралева пояснила, что юрист готова отозвать заявление, если журналист возместит ей моральный ущерб в сумме 57 тыс. сомов. «Я опубликовала пост в Facebook и попросила разъяснений у Министерства культуры. Бывшая заместитель главы ведомства Айнура Темирбекова под моим постом дала подробный комментарий, мне стало все понятно, и я пост удалила. А потом выяснилось, что Кыял Кенжематова подала на меня в суд, обвинив в том, что я нарушила ее права, придав огласке наш с ней телефонный разговор», — сказала в интервью ИА «24.kg» Саралаева и добавила, что если бы Кыял Кенжематова действительно хотела бы справедливости, то могла бы обратиться в Комиссию по рассмотрению жалоб на СМИ, а не сразу в суд да еще и с материальной претензией.
Стоит отметить, что Лейла Саралаева разместила в соцсетях две публикации. Пост с диктофонной записью журналист по просьбе юристки удалила.
Юрист Минкультуры Кыял Кенжематова от комментариев отказалась.