Авторынок Кыргызстана после вступления в Таможенный союз

0
8626

Еще до вступления Кыргызстана в Таможенный союз, в обществе шла острая дискуссия о целесообразности такого шага. Прошло 4 года, настало время подвести первые итоги. На этот раз мы коснемся изменений ситуации на рынке автомобилей. Недавно с трибуны парламента руководитель фракции «Бирбол» Алтынбек Сулайманов обвинил правительство Темира Сариева как минимум в некомпетентности.

Алтынбек Сулайманов, Руководитель парламентской фракции «Бирбол»: При Сариеве было принято это решение. Он либо не знал о последствиях, либо сознательно это сделал. Это называется предательством. Если он не знал, то он не должен был занимать эту должность. Какой ущерб нанесен. Да – это ущерб. Людям вред, бюджету вред. Надо расследовать это. Счетная палата, финполиция, Генеральная прокуратура – проведите расследование. Почему, несмотря на четырёхлетний льготный период мы понесли такой ущерб. Вот вам ущерб, вот вам коррупция.

Отвечая на обвинения депутата Темир Сариев заявил, что на тот момент у правительства Кыргызстана было 2 варианта действий. Первый – четырехлетний льготный период без свободного обращения машин. И второй. Вступление без льготного периода, с высокими таможенными ставками, но со свободной продажей машин в Евразийском союзе.

Темир Сариев, Экс-премьер министр Кыргызской Республики: И все-таки, с большим трудом, мы сумели доказать, во-первых, чтоб нам дали пятилетний льготный период. И во-вторых, чтобы все машины, которые у нас были, могли свободно продаваться в ЕвразЭС.

Последствия вступления в Таможенный Союз хорошо известны тем, кто профессионально занимается ввозом и продажей автомашин.

Евгений, Продавец автомобилей:

– На ваш взгляд за 4 года снизился ассортимент?

– Да, снизился. Как ввоз закрыли с 2014 года, у нас остатки машин которые хорошие остались, их както покупают. Снизился ассортимент, то что ввоза нету правого руля. 

– Из Японии машины?

– Да. Левый руль. Как пошлины подорожали чего то привести тоже тяжело.

Анатолий, продавец автомобилей: После 14 когда ввели пошлины повышенные завоз машин стал меньше. Повлияло на это дело. Продажи как бы тоже уменьшились на рынке у нас, потому что меньше стало машин. Это естественно.

Официальные данные таможенной службы только подтверждают мнение людей. Цифры на самом деле ошеломляющие. В 2013 году количество ввезенных машин составляло 91,5 тысячу, в 2014 – почти 107 тысяч единиц. А в 2015 году, после введения новой таможенной ставки, объем сократился в 46 раз — до 2 282 машин. В последующие 2016ый и 2017ый годы показатели упали до рекордных 69 единиц. Что в полторы тысячи раз ниже объемов 2014 года.

Это напрямую отразилось на поступлениях в бюджет. Если за 2013 — 2014 годы поступления от единой ставки таможенных пошлин составили в сумме 9 миллиардов , то за 3 года существования в таможенном союзе сумма поступлений составила всего 407 миллионов 122 тысячи сомов. Что в 20 раз меньше предыдущих показателей.  Так чем же руководствовалось правительство принимая такое решение?

Темир Сариев, Экс-премьер министр Кыргызской Республики: Мы должны смотреть, вот Евразийский Экономический союз намного шире. Там 4 свободы. Это свобода движения товаров, свобода движения услуг, свобода движения капитала. И, самое главное, это свободное движение человеческих ресурсов. И мы добились этого. Там не только 4 свободы, там еще же вопросы безопасности есть. Вот наша внешняя граница теперь является границей Евразийского Экономического союза.

Другая точка зрения на действия правительства у президента компании «Кыргыз Концепт» Эмиля Уметалиева.

Люди у которых тогда было право на принятие решений, они были очень торопливы. И в общем то не проявили даже видимости защиты национальных интересов в ходе дебатов, споров, отстаивания. Как это делали Белорусы. Как это делали Казахи. Наши были очень-очень слишком “одобрямс” и “всегда готов”.

Но не только бюджет страны понес существенные потери. Эти изменения напрямую ударили по судьбам людей.

Ислам, Продавец автомобилей:

– Поднятие цен на растаможку в 2014 году как повлияло на рынок?

– Тяжело нам стало. В то время мы продавали спринтеры и грузовые фуры. Стоимость была где-то 8 тысяч 600 долларов. И цена их резко увеличилась до 16 тысяч. Произошел резкий спад, тяжело было нам. У многих были кредиты.

Эрнест, Продавец автомобилей: Многие перешли на другой бизнес с автопродаж. Автомобильным бизнесом перестали заниматься многие. Сейчас в данный момент чуть-чуть оживляется. Но такого спроса как раньше нет.

Одним из главных мотивов повышения тарифов на ввозимые автомашины была забота об экологии.

Темир Сариев, Экс-премьер министр Кыргызской Республики: Мы должны придерживаться того чтобы мы могли бы завозить более свежие, новые машины, которые будут экономичные и экологичные. И вот, в 15-ом году, при вступлении в ЕВРАЗэс мы этим и руководствовались.

Однако расчет правительства не оправдался. Количество завозимых в Кыргызстан новых автомашин не увеличилось.

Манас, Продавец автомобилей: Новые машины мы не в состоянии покупать. В основном машины 2012 года.  – Новые машины не продаете? – Нет не продаем, не хватает денег.

Эрнест, Продавец автомобилей: Семерки, старые ВАЗовские авто Лада никто не завозит. Все хотят ездить на иномарках. И по этому с России всё привозят барахло, так можно сказать.

Багаутдин, Продавец автомобилей: А новые машины они и в России дорогие. Новая “Нива” стоит там, 18-ый год, около 10 тысяч долларов. Лучше иномарку взять, чем эту Ниву брать.

По данным Экотехинспекции около 70% загрязнения воздуха в столице происходит от автомобильного транспорта. Что губительно сказывается на здоровье людей.

Мария Колесникова, Руководитель экологического движения «MoveGreen»: В 2017-ом году превышение за зимний сезон по твердым частицам было в 2 – 5 раз. У нас тогда было три датчика. На сегодняшний день у нас 9 датчиков по городу. Они фиксируют загрязнение среднесуточных показателей в 6 — 8 раз у нас было. Поэтому, мы называем эту ситуацию не иначе как критической. В которой нужно принимать абсолютно другие меры.

А был ли другой вариант у нашего правительства? Согласно пункта 26 Договора с ЕАЭС Кыргызстан с момента своего вступления в союз и до 1 января 2020 года мог вообще не повышать таможенные пошли на ввозимые автомобили. И тогда, возможно, удалось бы избежать огромных бюджетных потерь. А тысячи людей смогли бы сохранить свои рабочие места.

Эмиль Уметалиев, Президент компании «Кыргыз Концепт»: Это как во времена Лигачева, в конце 80-ых годов была объявлена деалкоголизация и попросили вырубать виноградники. Так вот больше всех, быстрее всех на корню виноградники вырубала Киргизская ССР. И в данном случае примерно такой же эффект, такой же рефлекс сработал. Некоторые политические деятели рады были услужить, выслужится. И были очень-очень торопливы для обретения каких-то погонов, регалий… Мне кажется это феномен «марионеточного правительства». 

Постскриптум: В 2018 году 10 июля правительство вернуло таможенные пошлины на уровень 2014 года. И на текущий момент бюджет уже получил 220 миллионов сомов.

Материал подготовлен Булатом Сатаркуловым, Александром Тропейко и Адилем Турдукуловым

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.