Дачи СУ: три главных вопроса без ответов

0
4394

Ровно два года назад, 16 января 2017 года, рано утром на поселок Дачи СУ упал самолет. В результате крушения грузового «Боинга» турецкой авиакомпании ACT Airlines (MyCargo) погибли 35 жителей поселка и четыре члена экипажа — граждане Турции.

Накануне президент встретился с детьми, которые потеряли своих родных и близких в результате авиакатастрофы. Он вручил им книги — произведения Чингиза Айтматова. Как передает пресс-служба главы государства, пришедшие на встречу с президентом близкие погибших «выразили благодарность за постоянное внимание, оказываемое со стороны государства, отметив, что они получают всю необходимую помощь и поддержку».

«Этот день в истории Кыргызстана остался как один из самых тяжелых, трагичных дней. Мы лишились наших соотечественников, невинных детей. От имени народа Кыргызстана и от своего имени еще раз выражаю вам глубокие соболезнования. Пусть у детей, потерявших своих близких и родных, будет крепкое здоровье и долгая, счастливая жизнь», — сказал Сооронбай Жээнбеков.

Сегодня в Дачи СУ чиновники почтили память погибших, во главе с вице-премьер-министром Кубатбеком Бороновым. На мероприятии ему задали один из главных вопросов, на который до сих пор никто из чиновников не дал однозначного ответа.

Чей груз?

Это первый и главный вопрос, на который за два года не нашлось точного ответа. На встрече с жителями Дачи СУ Боронов также не смог дать на него конкретного ответа. Вице-премьер уклончиво ушел от ответа, переведя тему в другое русло.

«Прошло два года, но до сих пор не установлен собственник груза. Наша фракция неоднократно направляла запросы, создавали комиссию по расследованию этой авиакатастрофы и пыталась найти ответ на этот вопрос. Нам ответили абстрактно, что владельцы разбросаны по всей Европе, США и миру. Ссылались на конфиденциальность данных. Но мы требовали озвучить владельцев из Кыргызстана. Правительство почему-то скрывает эти данные», — прокомментировал ResPublica лидер фракции «Ата Мекен» Алмамбет Шыкмаматов. 

Как распределялась помощь?

Сразу после трагедии правительство открыло спецсчет, куда желающие могли направлять деньги для помощи пострадавшим. На этот счет, который контролировал МЧС, тогда собрали 102 млн 160 тысяч 180 сомов. Но как распределялись эти деньги среди пострадавших тоже неизвестно.

Авиакатастрофа: отголоски трагедии

Ранее гражданский активист Мавлян Аскарбеков неоднократно поднимал вопрос оказания материальной помощи пострадавшим и семьям погибших. За неудобные вопросы в адрес правительства его даже судили.

Известно, что распределением помощи и компенсации занималась правительственная комиссия, которую возглавлял тогдашний первый вице-премьер-министр, а ныне глава кабмина Мухаммедкалый Абылгазиев. Правительство тогда возглавлял нынешний президент Сооронбай Жээнбеков.

Правительство тогда выделило также 5 млн сомов жителям Дачи СУ в виде единовременной материальной и моральной поддержки. Эти деньги распределяла комиссия из 225 человек, которая была создана главой Ново-Павловского айыл окмоту в Сокулукском районе Уланом Садалиевым.        

Сегодня на поминальном мероприятии местные жители рассказали журналистам, как местные чиновники «эффективно» использовали эти деньги. «Выделенные средства на улучшение инфраструктуры на территории Дачи СУ не были использованы по назначению. Дороги находятся в плачевном состоянии, мы сегодня находимся в затруднительном положении. Везде грязно, после авиакатастрофы по Дача-Су ездили грузовые автомобили, которые полностью разбили дороги. Нам обещали отремонтировать дороги и провести водопровод. Но за эти 2 года ничего не изменилось. После падения самолета власти говорили, что нас переселят, но до сегодняшнего дня никаких действий со стороны правительства и местных властей не было. Жители Дачи Су не от хорошей жизни живут тут. Мы просим решить наши проблемы», — рассказала корреспондентам borbor.kg жительница поселка Бусалима Эралиева. 

Какова сумма компенсаций?

Какую сумму Кыргызстан получил от турецкой стороны в виде компенсации и как распределялись эти деньги между пострадавшими? — это третий и, пожалуй, самый важный вопрос.

Авиакомпания ACT Airlines, которой принадлежал «Боинг 747-400», рухнувший 16 января 2017 года на Дачи СУ, зарегистрирован на территории Турции с базированием в Стамбуле. Владельцами и основателями компании являются ветеран турецкой авиации Даалар Чизмеджи и его сын Явуз Чизмеджи. Им принадлежит 51% акций карго-оператора, а 49% владеет китайская компания HNA Group.

Мавлян Аскарбеков в интервью журналистам ранее сообщал, что борт был застрахован, и владельцам в полной мере выплатили страховку. 

Трагедия ничему не учит. Правительство скрывает информацию

«У нас хороший и объемный страховой полис. Мы платили взносы, которые позволят компенсировать весь ущерб, нанесенный в результате крушения. На первом этапе будут оплачены расходы, которые понесло правительство Кыргызстана – ритуальные услуги, лечение пострадавших в больницах, восстановление инфраструктуры поселка – ремонт электрических линий и так далее. На втором этапе уже создается специальный фонд, чтобы на краткосрочной основе оказывать материальную помощь пострадавшим и семьям погибших», — подтвердил в интервью кыргызским журналистам и замдиректора турецкой компании Хамза Тыглай.

Мавлян Аскарбеков позже в интервью ResPublica озвучил сумму: «разбившийся самолет был застрахован крупнейшей страховой компанией «Анадолу Сигорта» на $1 млрд, а владелец получил компенсацию — $36 млн». «Неужели кыргызская сторона, где погибли 35 граждан страны, разрушено несколько домов, получила меньше? Почему власти не озвучивают, скрывают данные о сумме полученной от турецкой компании?» — задавался тогда вопросами молодой активист. Сейчас Мавлян Аскарбеков стал замглавы Первомайской райадминистрации, и комментировать вопрос о Дачи СУ отказывается.   

Лидер фракции «Ата Мекен» Алмамбет Шыкмаматов однако располагает другими данными. «Как нам стало известно, ACT Airlines получила $60 млн от страховой компании. У нас этим вопросом занимался Минтранс. И по нашим данным, кыргызской стороне выплатили лишь $600 тыс. Помню, чиновники из Минтранса бегали, чтобы мы не поднимали этот вопрос в парламенте. Они вели себя как адвокаты турецкой компании. Какой им интерес? К нам обращались пострадавшие, мы направляли запросы, но правительство скрыло информацию о выплате компенсаций. Складывалось ощущение, что правительство больше отстаивает интересы иностранной компании, нежели своих граждан», — заявил ResPublica депутат.

Пресс-секретарь Абылгазиева Чынгыз Эсенгулов на наш запрос уточнил, что «на протяжении 8 месяцев работала правительственная комиссия и межведомственная рабочая группа по оказанию помощи и содействия пострадавшим и семьям погибших в результате авиакатастрофы». «За данный период пострадавшим и семьям погибших были предоставлены временные условия для проживания, медицинская и другая возможная помощь для морально-психологической реабилитации. Кроме того, были созданы условия для выполнения всех соответствующих процедур для получения компенсационных выплат. В результате проделанной работы подписаны 135 мирных соглашений, в рамках которых все пострадавшие граждане и родственники погибших граждан Кыргызской Республики получили соответствующие суммы компенсаций от турецкой стороны.

Кроме того, для детей, оставшихся сиротами и полусиротами, денежные средства положены на депозитные счета в национальной и иностранной валюте, которые будут доступны для снятия по достижению 18 лет», — прокомментировал он.

А также сообщил, что от турецкой стороны получено $4,5 млн. Но, «учитывая просьбу самих пострадавших, из этических соображений и в целях безопасности, было принято решение воздержаться от озвучивания конкретных компенсационных сумм». «Суммы компенсаций согласованы с пострадавшими. Все полагающиеся средства перечислены от турецкой стороны в полном объеме», — резюмировал Эсенгулов.

Вместо послесловия

Высокопоставленные чиновники на протяжении двух лет не могут ответить на три, казалось бы, простых вопроса. Проблема пострадавших и семей погибших при крушении самолета на Дачи СУ постепенно отходит уже даже не на второй, а десятый план. Сегодня, по словам присутствовавших на поминальном мероприятии, Боронов со свитой опоздали на мероприятие, заставив остальных участников ждать. Через год об этой дате и вовсе не вспомнят. А вопросы так и останутся без ответа?..

 

  

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.