Еще раз про помилование

0
2050

В последнее время активно пропагандируется мнение, что помилование осуществляется президентом исключительно и только по личному ходатайству осужденного. То, что такая точка зрения сложилась в комиссии по помилованию в аппарате президента (ответ.секретарь Кырккелди Кыдырбаев) — это понятно. Но к моему большому удивлению и сожалению, как я обнаружил в последние дни, многие видные политики соглашаются с таким толкованием закона совершенно вслепую и без должного критического подхода.

Давайте, очень кратко, разберемся и вы все убедитесь, что президент Кыргызской Республики может осуществлять помилование любого осужденного сам и в любую минуту, без каких либо предварительных условий, без каких либо личных или других ходатайств.

Помилование осужденных — входит в полномочия президента согласно статьи 64 Конституции. Право на помилование, право отпустить грехи тут на земле, проявить высшую милость — одно из самых ярчайших проявлений сакральности поста президента. Оно архаично и безусловно является в своей сути отголоском абсолютной власти падишахов и императоров. Суд приговаривает преступника на казнь и только глава государства может его простить. Вот это историческое и философское понимание источника этого права очень важно. По сути говоря, как говорят кыргызы и многие другие народы «падышах кудайдын жердеги көлөкөсү» — президент — тень Бога на земле.

Теперь про Закон «Об общих принципах амнистии и помилования» от 2002 года, в котором якобы содержится в качестве обязательного условия помилования — личное ходатайство осужденного.

Прочитайте внимательно и по слогам статью 14 этого Закона: «Ходатайства о помиловании рассматриваются, как правило, по личным ходатайствам осужденных после вступления приговора в законную силу». Еще раз, «КАК ПРАВИЛО, по личным ходайствам». Почти точно такой же текст слово в слово без каких либо противоречий приводится повторно в статье 21 того же Закона: «Ходатайства о помиловании рассматриваются, как правило, по личным ходатайствам осужденных и лишь после вступления приговора в законную силу». Опять «КАК ПРАВИЛО»!

Такую диспозицию надо однозначно трактовать в том смысле, что бывают и исключения из этих правил. То есть, действительно, осужденные лично ходатайствуют и просят помиловать. Как правило, или другими словами, обычно, так и происходит в абсолютном большинстве случаев. Но эта статья вовсе не обозначает ОБЯЗАТЕЛЬНОСТЬ подачи личного ходатайства. Потому что, если бы законодатель предусматривал императив, то есть норму не допускающую отклонений и исключений, то он бы прописал закон просто и ясно «ходатайства о помиловании рассматриваются по личным ходатайствам», без всяких ненужных фраз, типа «как правило».

Таким образом, нет и не может быть никаких сомнений в том, что Президент обладает прямым конституционным правом осуществлять помилование и оно, практически, ничем не ограничено и не обусловлено. Глава государства может осуществлять помилование по своему усмотрению. Никакие кырккелди кыдырбаевы ему в этом не указ! Он вовсе не обязан получить какую то бумажную просьбу осужденного. Захотел помиловать — подписал указ с одной фразой «помиловать» и указал фамилию! Дело сделано! Акт президентского помилования прямого действия. Никаких дополнительных судебных или административных решений не требуется.

Еще раз, КАК ПРАВИЛО, осужденные подают ходатайства и всякие кыдырбаевы его комиссионно рассматривают, выносят заключения, корпят над бумагами, запрашивают информацию и готовят справки. Но бывают и ИСКЛЮЧЕНИЯ. Глава государства может пользоваться этим правом напрямую, в силу высших политических обстоятельств и соображений государственной жизни. На то он и президент. И примеров тому очень много. Возьмем ту же Российскую Федерацию, где ныне действующий глава не очень любит пользоваться своим конституционным правом на помилование. Там тоже есть спор о том, должен или нет осужденный подавать ходатайство. Но президент Путин своим указом, например, недавно помиловал осужденную украинку Надежду Савченко во имя высших государственных целей для обмена на осужденных в Украине российских разведчиков. Как исключение. Без каких либо предварительных рассмотрений в комиссиях.

Такая трактовка закона, ничем не ограничивающего абсолютную власть президента по осуществлению помилования, проходит сквозным образом по всему тексту Закона «Об общих принципах амнистии и помилования». Есть отдельная статья 23 «Исключительные случаи помилования», которая несмотря на то, что предыдущие статьи обуславливают и ограничивают осуществление помилования в отношении лиц, например, совершивших особо опасный рецидив, напрямую и однозначно разрешает их помилование в исключительных случаях.

Кто решает, что является исключительным случаем? Где действует «как правило», а где нет?

Понятно, что не клерки из аппарата президента и не администрация колонии.

Такое право есть у всенародно избранного Главы Государства. На то он и Лидер. На то он и Суверен. На то он и Президент.

Знать, где требуется принимать СОБСТВЕННЫЕ решения.

Надо помнить, кстати, что помилование — это не только власть, данная Народом и Конституцией! Я не религиозный человек, но даже я не могу избежать ссылок на Бога, рассуждая на эту тему. Мне не хотелось бы развивать эти мысли в религиозной плоскости, я не специалист, пусть это сделают другие…..

Мне бы просто очень хотелось бы, чтобы нами правил и осуществлял власть — ПРЕЗИДЕНТ Сооронбай Жээнбеков. Я не хочу, чтобы за него делали это клерки и бездушные аппаратчики.

Пришла пора принимать политические ПРЕЗИДЕНТСКИЕ решения!

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.