Пресс-конференция Сооронбая Жээнбекова, или Про вопрос, который хотелось задать, и ответ, который не удовлетворил

0
8808

Накануне в Госрезиденции прошла пресс-конференция главы государства. Сооронбай Жээнбеков подвел итоги первого года президентства. Из присутствовавших более 170 журналистов вопросы смогли задать только 40 человек. Одни спрашивали об актуальном — уровне коррупции в стране, незаконно возбужденных уголовных делах, безопасности и реформах. Другие справлялись о здоровье президента, его распорядке дня и планах на будущее. А кто-то и вовсе пришел решить свои личные проблемы. 

Вопросов за год президентства, действительно, накопилось много. Хотелось спросить и про список из 35 коррупционеров, о котором еще будучи кандидатом в президенты говорил Жээнбеков. И про политзаключенных, осужденных при Атамбаеве, и нынешних сидельцев, которые арестованы уже при нынешнем главе государства. И про неприкосновенность экс-президента, которая может коснуться и Сооронбая Жээнбекова, если он, конечно, намерен уйти в срок — в 2023 году. И про вмешательство в деятельность малого и среднего бизнеса фискальных органов, прикрывающихся борьбой с коррупцией.

Да, большинство из вопросов были предсказуемы. И очевидно, что Сооронбай Жээнбеков был к ним готов. Несмотря на это, право первыми задать вопрос президенту отдали государственным и правительственным СМИ. Они попробовали сбить накал и защитить главу государства от «неудобных» вопросов о его семье и клане, об отношениях с экс-президентом и его командой…

Но главный вопрос который так и вертелся на языке: когда привлекут к ответственности Раимбека Матраимова? Его имя в Кыргызстане давно стало нарицательным. Экс-замглавы таможенной службы снискал славу одного из самых состоятельных людей в стране. О чем свидетельствует и его прозвище — Раим-миллион. Свои богатства он нажил, работая на госслужбе.

Вот что о нем ранее писали СМИ: «Матраимову, несмотря на относительно небольшой официальный доход, принадлежит два супермаркета «Народный» и новый спорткомплекс «Эрем» в городе Ош. Журналисты нашли три особняка, зарегистрированных на ближайших родственников Матраимова. Двухэтажный особняк в центре Оша зарегистрирован на его мать Апизу Матраимову. Один из самых дорогих домов возле госрезиденции в Оше принадлежит его брату, депутату от пропрезидентской СДПК Искендеру Матраимову. Еще один дом — его приближенному коллеге Зафару Айдарову. Сам Матраимов живет в Бишкеке в одном из элитных домов на пересечении бульвара Эркиндик и проспекта Жибек-Жолу. Бишкекская квартира Матраимова в 256 квадратных метров также зарегистрирована на его мать. Сын Матраимова отдыхает на яхте на заграничных курортах и носит часы за 43000 долларов (чуть меньше 3 млн сомов), как выяснило радио «Азаттык» в прошлом году. При этом, как отмечают журналисты, официальный доход чиновника, согласно декларации, составляет около 587 тысяч сомов в год, он владеет двумя квартирами в 57 и 39 квадратных метров и одним автомобилем «Лексус-GX460».

Матраимова называют «ахиллесовой пятой» Сооронбая Жээнбекова. Мол, президент, заявивший во всеуслышанье, что в борьбе с коррупцией не намерен щадить ни своих, ни чужих, не может привлечь к ответственности одного человека. Почему?

«Я стал президентом в 2017 году. До этого он в течение 8 лет работал, но на него никто не обращал внимания. Как только я стал президентом, стали говорить, что он приближенный Жээнбекова. Он выиграл суд, и опять говорят, что я ему помог. Неважно, какие выборы, семья Матраимовых всегда работала от всей души и в 2011 году, и в последующем тоже. 15 лет они работали и помогали СДПК на выборах. Но тогда были белые, а сейчас стали плохими», — сказал Жээнбеков.

Вопрос про Матраимова звучал вчера на пресс-конференции несколько раз. Он был задан заранее и в нужней формулировке пропрезидентскими СМИ, а также из уст «неудобных» журналистов. Когда в очередной раз спросили про Раима-миллиона, Жээнбеков попросил «предоставьте доказательства». «Раим работал 8 лет, скоро будет проверка его домов и другого имущества», — пообещал Жээнбеков.

Когда же журналисты уже представили материалы своих расследований, Сооронбай Жээнбеков не выдержал: «Мы все проверим. Я возьму на контроль».

Хотелось задать вопрос о Матраимове еще раз. Поинтересоваться, почему не проверят его декларацию, как это сделали с Дуйшенбеком Зилалиевым. Его, напомним, недавно уличили в сокрытии доходов. У бывшего чиновника обнаружили особняки, квартиры, лицензии на месторождения и миллионы на счетах в банках, которые он не отразил в декларации. Сейчас Зилалиев под арестом. Проверки деклараций других чиновников продолжаются. Но коснутся ли они семью Матраимовых? Сдержит ли свое обещание президент?

Есть еще один вопрос, который хотелось задать президенту — это об избирательности. Во всем. Подобное деление на «своих» и «чужих» было присуще и прежнему президенту. Он тоже назначал на высокие должности по признаку преданности, а не профессионализма, и привлекал к ответственности тех, кто посмел ослушаться. Что в последствии творили подобные обласканные Атамбаевым чиновники, напоминать излишне.

И похоже, что на смену водителям и телохранителям пришли новые люди, уже прослывшие миллионерами, «от всей души» работавшие на прежнюю власть и продолжающие «трудиться» на нынешнюю.

Махинур Ниязова.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.