Вот и поговорили

0
8997

Первая расширенная пресс-конференция президента КР прошла накануне в Госрезиденции. Сооронбай Жээнбеков отвечал на вопросы журналистов почти три часа. На мероприятие аккредитовались более 170 представителей из 84 СМИ. Но только около 40 из них смогли задать вопросы.

Политоппоненты

Вопросы касались внутриполитической ситуации, отношений с ближайшими и не очень соседями, судебной реформы и, конечно же, борьбы с коррупцией. Не обошли стороной и персоналии — Омурбека Текебаева, который сейчас отбывает наказание в колонии, Омурбека Бабанова, сбежавшего из страны из-за возбужденного против него уголовного дела, и Раимбека Матраимова (известного как Раим-миллион), имя которого стало нарицательным обозначением бездействия властей в отношении коррупционеров.

Жээнбеков заверил, что «никого не считает своим политическим соперником» и «не пытается ставить подножки своим оппонентам». Но стало понятно, что Текебаеву придется отсиживать свой срок за решеткой. «Дело уже прошло все инстанции. Я не могу нарушать закон и вмешиваться в работу судов. Но могу пересмотреть, если поступит прошение о помиловании», — заявил Жээнбеков.

Очевидно, что никакого прошения о помиловании лидер «Ата Мекена» писать не будет. Иначе ему придется признаться в преступлении, которого он, как утверждает, не совершал.

Не будет Сооронбай Жээнбеков вмешиваться и в дело против Омурбека Бабанова. Он опроверг слухи о том, что вел переговоры с ним. «Не знаю, о чем они договаривались с экс-президентом. До и во время выборов никаких соглашений и договоренностей у меня с ним не было. Какой сценарий был за моей спиной, мне неизвестно. Сейчас говорят, что я предатель. Но я буду защищать не одного человека или группу. а интересы народа», — эти слова президента некоторые журналисты встретили аплодисментами.

«Говорят, что дело в отношении Бабанова возбудили неверно. Если возбудили, дело надо довести до конца, либо не стоило возбуждать. если нет состава преступления. Каждый должен отвечать», — отметил Жээнбеков.

Братья-сватья и кланы

Чтобы исключить разговоры о семейно-клановом правлении, Жээнбеков решил рассказать журналистам о своих братьях, сестрах и сватьях. Он сообщил, что их в семье восемь детей было и все, кроме троих были во власти. И заверил, что «никогда в Кыргызстане не будет семейно-кланового правления».

Но интерес журналистов вызвала не столько президентская родня, сколько семья Матраимовых. Больше всего вопросов представители СМИ задавали об этом известном в КР «миллионере». «Он 8 лет работал до меня, помогал от всей души на выборах СДПК. Не только он, а вся семья Матраимовых», — заявил президент.

Журналисты также поинтересовались о судьбе замруководителя аппарата президента Алмамбета Салиева. В обществе уже давно обсуждается этот чиновник, который якобы имеет особое влияние и решает кадровые вопросы в судах. Его называют «вторым Манасом Арабаевым», которого в свое время прозвали «куратором судей». «Реформы не просто даются, нелегко защищать интересы государств. Если он что-то сделает неправильно, нанесет вред государству или будет замешан в коррупции, я сказал, что все тогда ответят. Я верю, что он на это не пойдет, ему еще можно долго расти. Один из тех, кто борется с коррупцией», — ответил Жээнбеков.

Планы на будущее

Подводя итоги года, Жээнбеков отметил свои успехи — проведение третьих Всемирных игр кочевников, Саммита тюркоязычных государств и 90-летие писателя Чингиза Айтматова. «Экономика выросла на 3%, сбор налогов — на 400 млн сомов, рост 3,5%. Таможенные сборы возросли на 22%», — отметил глава государства.

Президент сказал, что правительство в целом отработало этот год в полную силу, несмотря на кадровые перестановки. «Когда работал губернатором и во время предвыборной кампании, граждане поднимали вопрос о выплате пособий родителям детей-инвалидов. Ведь они не могут работать. Сейчас правительство решает этот вопрос, чтобы были выплаты соцпособий для родителей, ухаживающих за детьми с ЛОВЗ», — сообщил Сооронбай Жээнбеков.

Рассказывая о планах на будущее, президент отметил, что развитие регионов не ограничится один годом. Он намерен продолжить работу в этом направлении, а также внедрять цифровую экономику и активно заняться цифровизацией государства. Параллельно он будет реформировать судебную и правоохранительную системы, поддерживать местных предпринимателей, предоставлять дотации малому и среднему бизнесу, а также защищать интересы инвесторов.

Он также рассказал, что сам намерен делать после ухода с президентского поста. «Когда я сдам свой пост, то я хочу быть простым гражданином страны. После 2023 года я не хочу в политику вмешиваться и вновь идти на выборы. Я желаю, чтобы человек, который придет после меня, был с чистыми помыслами», — сказал Жээнбеков.

Без Атамбаева

Глава государства прокомментировал и некоторые последние скандалы. В частности, о «черной кассе» его предвыборного штаба. Документ, напомним, опубликовал в соцсетях юрист Нурбек Токтакунов. Согласно ему, российский политтехнолог Алексей Василивецкий получил за свои услуги $170 тыс.

По словам Сооронбая Жээнбекова, его предвыборный штаб, как кандидата в президенты от партии СДПК, возглавлял Фарид Ниязов. С него, мол, и спрашивайте. «МВД начало расследование и пусть разберется, кто и за что брал деньги. Если Василивецский получил $170 тыс., пусть придет и ответит, напишет объяснительную. Фарид Ниязов должен ответить, как начальник предвыборного штаба», — сказал Жээнбеков.

Он также опроверг слухи, что имеет отношение к движению «СДПК без Атамбаева». «Мне больно смотреть на нынешнее состояние партии, но причину надо искать не во мне», — отметил Жээнбеков.

Он не считает, что между ним и экс-президентом Алмазбеком Атамбаевым есть борьба. «Никакую борьбу с экс-президентом я не веду, днем и ночью работаю во благо страны. То, что я обещал народу, выполню. В нашей стране не должно быть неприкосновенных, поэтому мы проводим реформы», — сказал глава государства.

Комментируя обсуждаемый в парламенте законопроект о снятии неприкосновенности с экс-президента, Жээнбеков отметил: «Если закон написан лично против Атамбаева, то я был бы против его принятия». При этом, он считает, что «по Конституции все люди должны быть равны». «Каждый человек должен думать о последствиях… В каких случаях можно привлечь президента, нужно прописать очень четко. Лично я никого не буду привлекать к ответственности, это делать будет закон. Все незаконные действия судебных органов возьму под свое внимание», — заявил Жээнбеков.

Он согласен, что реформу в первую очередь стоит делать в судебной системе и правоохранительных органах. «У нас очень много проблем, когда милиционеры отпускают убийц, и тех, кто насилует девушек, отпускают грабителей, милиционеры чувствуют себя свободно. Не должно быть неприкосновенных. Если начальник милиции открывает дело, а потом сам закрывает, то какой порядок будет? Мы сейчас над этим работаем. Мне нужна помощь всего гражданского обществ и СМИ», — отметил президент.

Внешняя политика и судьба кыргызов в Китае

Сооронбай Жээнбеков отметил, что не намерен делать каких-либо заявлений о судьбе кыргызов в Китае. Стоит отметить, что десятки тысяч этнических кыргызов, а также казахи и уйгуры, помещены в в воспитательные трудовые лагеря в КНР. «Прежде, чем критиковать другое государство, мы должны смотреть на себя. У нас тоже в тюрьмах сидят китайцы, но власти Китая нам ничего не кричат. Кыргызы, которые находятся в Китае — граждане той страны, и на них действуют законы Китая. Мы не боимся, просто нужно быть деликатнее в таких вопросах. Китай — одна из стран с самой сильной экономикой. Мы должны с ними построить хорошие отношения, мы не должны кричать и ввязываться в драку», — заявил Жээнбеков.

Касаясь вопросов внешней политики, президент заявил, что «у нас особенная сильна интеграция в ЕАЭС». «У нас есть много планов и по укреплению границ, таможенных постов, приведение в соответствие с законодательством. Я думаю, что все они будут реализованы», — заверил глава КР.

Он выступил против второй иностранной военной базы на юге страны, заявив, что одной в Канте достаточно. Он также считает, что о единой валюте в рамках союза говорить еще рано. «У нас самая крепкая валюта, и мы пока такие вопросы не поднимаем», — сказал Жээнбеков.

Про веру в Бога

Жээнбеков за время пресс-конференции не раз упоминал Бога. «Все говорят, что я набожный, но религия охраняет от многих бед… Только Бог определяет — мусульманин ли человек. И Бог определяет, кто идет в рай или ад», — отметил президент.

С божьей помощью он собирается также исполнять все свои обещания, данные перед выборами и после. С Богом он советуется и когда принимает важные решения. «Что касается советника, то я встречаюсь со многими людьми — с журналистами, правозащитниками, бизнесменами. Любой тяжелый вопрос я сам решаю и прорабатываю. Я слушаю и аппарат, и советников, но конечное решение принимаю сам, посоветовавшись с Богом», — сказал глава государства.

Он считает, что вера может даже заменить Конституцию. Наверное, забыл, что Кыргызстан светское государство. «Если бы мы создали общество, которое боится Бога, то нам не пришлось бы создавать Конституцию», — заявил Жээнбеков.

«Религия и вера в Бога помогает мне не переступить закон. Нет ничего плохого в том, чтобы бояться Бога. Те, кто боятся Бога не пойдут на преступления», — считает Сооронбай Жээнбеков.

Несмотря на то, что пресс-конференция президента длилась больше трех часов, не все журналисты смогли задать свои вопросы. Не охвачено большинство актуальных тем, таких как угроза терроризма и экстремизма, вопросы экономики и инвестиций, образования, здравоохранения и другие.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.