— Расскажите свои впечатления о нашей стране, городе Бишкеке.
— Прежде всего разрешите сказать, что я в Бишкеке уже в третий раз. Я могу сказать, что Бишкек — это просто город, как бриллиант — просто камень. Красивый, с каждым годом все светлее. Город растет и это вызывает восхищение. Город имеет уже полтора миллиона населения и это чувствуется. Единственная вещь, которую можно заметить – это то, что транспорт растет в геометрической прогрессии, а инфраструктура в арифметической.
— Да, не справляется немножко.
— Ну, это характерно для многих городов. Я думаю, что через 5-6 лет проблема с транспортом будет похлеще. Сейчас можно сказать, что вы проживаете золотой век, а позже даже, если вы сможете ситуацию поправить, тем не менее, видимо, пришло время строить уже более сложные развязки. Эстакады, этажные перекрестки и тому подобное.
— Перезагруженность столиц, — это не только наша проблема. Идет миграция населения в столицу. И это более серьезные проблемы, когда правительство не справляется с решением проблем регионов, чтобы сохранить там молодежь, создать рабочие места. Как вы ее видите? Вы же не только Бишкек посещаете, но и бываете во многих местах в Кыргызстане.
— Можно смотреть на это с разных сторон. С моей точки зрения, все столицы имеют свой специфический образ жизни. На самом деле все столицы имеют притягательную силу. Возьмите любую страну. Возьмем Астану, — за 20 лет она вырасла до миллиона населения. У вас идут демографические сдвиги и через двадцать лет Бишкек станет метрополисом.
— А как в Литве справляются с этим?
— Конечно, как и все. Это раньше нужна была прописка, а сейчас прописки нет, вы купили квартиру и живете здесь. Правда существует очень большая маятниковая миграция, человек может жить в Вильнюсе, а работать в Каунасе. С улучшением видов транспорта и дорог, это становится реальностью. Как, например, дорога из Алматы в Бишкек, она отличная. Если говорить о впечатлениях, то с таможенными постами, пересечением границ у вас стало довольно хорошо. Может люди и не довольны, но по сравнению с другими странами, даже в вашем регионе, у вас положение не плачевное.
— А как вы в качестве Посла видите свое участие, участие своей страны в развитии Кыргызстана? Это рекомендации, инвестиции, поиск партнеров, или какие-то межгосударственные соглашения, в пакете вашем в отношении Кыргызстана что сегодня наработано?
— Отличный вопрос. Мне очень нравится формулировка философа Сенеки. Он говорил, что нет ничего более практичного, чем хорошая теория. Мы можем дать сотни определений, что такое дипломатия и роль посольства, но для меня более приемлемое – это мосты. А что мосты соединяют – автомобили, вагоны? Да, нет, мосты соединяют люди. И поэтому посольство должно служить верно и эффективно, чтобы люди как можно больше встречались, делали какие-то дела, составляли соглашения, ратифицировали их и, конечно, мы тогда имеем и торговлю и инвестиции, и культурный обмен. Что с Кыргызстаном наработано? Для Литвы Кыргызстан не является неизвестной страной, потому что ежегодно приезжают альпинисты, большие экспедиции по 70-80 человек. Есть даже гора в честь Стасиса Видугириса, режиссера, вашего земляка.
Конечно, когда говорим про торговлю, насколько я знаю, несколько десятков тысяч автомобилей были закуплены не только в Польше, но и в Литве. У нас в некоторых городах появились цеха, предприятия, которые подготавливали автомобили для продажи и отправляли в Кыргызстан. Это частица и литовского бизнеса. Опять же по транспорту – у вас порядка 20 авиакомпаний, которые не только перевозят пассажиров, но и ремонтируют свои лайнеры в Литве. Закупают оборудование. Практически все компании, связанные с авиабизнесом работают с Литвой.
По поводу правительств, — мы заинтересованы в развитии Нового Шелкового пути. Это такая артерия, аналогов которой я не знаю. Немецкий поэт Гете в своем произведении о Фаусте писал, что золото открывает все двери, а шелковый путь открывает сотрудничество между странами. Шелковый путь охватывает страны с населением в 4.5 млрд из 7 миллиардов населения всего мира. Охватывает страны, в которых производится около 30 процентов ВВП мира. Ну, и конечно, новый Шелковый путь – это не только путь транспорта, но и культуры, кулинарии. Вкусно жить не запретишь, ведь.
— Как Литва себя позиционирует на этом Шелковом пути?
— Если мы посмотрим на этот путь, то он крайне важен тем, что между Китаем и ЕС торговля достигает уже 800 млрд долларов.
— А как Вы его соотносите с Евразийским экономическим союзом? Создает ли ЕАЭС проблемы для Шелкового пути?
— Я сомневаюсь, потому что Шелковый Путь значительно шире. Он охватывает Китай, а дальше с будет охватывать Южную Корею и Японию. Если взять ветви с ТРАСЕКой, которая объединяет еще и другие страны, Кавказ и Турцию, то это еще шире. Да, страны имеют границы, а дороги – нет.
— У нас сейчас обсуждается железная дорога из Китая в Европу, которая должна пролегать через Кыргызстан. Но с реализацией возникают разногласия с другими стратегическими партнерами.
— А в Европейском Союзе никто не может выставлять условия, диктовать. Поэтому если Ангия приняла БРЕКСИТ, то есть те кто говорит НЕКСИТ. Это как с Шенгеном в ЕС. Одни страны входят в Шенген, а другие нет. Например, Румыния, Болгария. Внутри ЕС уже нет границ, не нужен паспорт, достаточно водительских прав. Или страны, которые имеют евро, а шведы, Дания проголосовали против. Мы говорим о правах человека, а почему забываем о правах народа? Нет такого правила, чтобы страна большая или меньшая могли диктовать свои условия. Поэтому мне трудно рассуждать о трендах внутри ЕАЭС. Вам самим решать.
— Конечно, мы же входим в ЕАЭС на паритетных основаниях. Но есть моменты, когда кто-то ставит свои условия, но и нам даются с их стороны какие-то преференции. Это все переговорный процесс.
— Многое зависит от общих интересов, но и частных интересов стран тоже. Если вы находите, что это вам выгодно, что это дает какие-то хорошие подвижки для благосостояния граждан, для качества их жизни, то вам принимать решение.
— Вот у нас большая проблема — коррупция. Как вам удалось ее преодолеть?
— Нам удалось ее преодолеть, хотя это еще не законченная битва. Это потому что мы в 2004 году вступили в ЕС. 14 лет дало очень многое, хотя злые языки могут сказать, что очень много людей эмигрировало, но они во время всех веков из стран Балтии эмигрировали, и не потому что плохо жили, но и потому что были войны. Будучи в составе ЕС очень изменился уровень жизни — 430 евро прожиточный минимум. Как это соотносится с заработной платой в Кыргызстане? Выше. Но с другой стороны у вас и цены другие на продукты, услуги, электричество. Вот у нас оно в 30 раз дороже.
— Каждое наше правительство боится поднимать этот вопрос. А на популизме страдает модернизация энергосектора, возврат кредитов.
— Я заметил, что слабо развивается и грин-энергия, что сейчас является мировым трендом. И не надо придерживаться принципа – «после меня хоть и реформы», по аналогии, «после меня хоть и потоп». У нас очень много направлений, по которым мир движется очень интенсивно. И надо только перенимать более внимательно. Надо следить за ними и в социальном и в экономическом, и культурном смысле. Сегодня Литва – это демократия и цифровизация всей страны. Помните, как раньше было: «Советская власть – это коммунизм плюс электрофикация всей страны». У нас скорейшая интернет связь. Финтек – это финансовые технологии.
У вас есть талантливые люди и почему нет бренда? Так может он и не нужен, может достаточно, что люди работают хорошо. Будут условия, создадите свой бренд. Нас спрашивают, Голландия за счет живет – тюльпаны, сыр, марихуана. А вы за счет чего? А дрова, а сено? Это я иронично говорю. Вроде ничего нет и в тоже время все есть. Возьмем Францию, какая отрасль дает прибавочную стоимость – сельское хозяйство. А у вас туризм. Разница только в том, что свободный рынок не работает.
У вас должны быть хорошие условия для развития бизнеса, хорошие, стабильные, чтобы не прерывались с приходом каждого нового правительства. Когда я работал в Швеции, мне говорили – не надо сразу инвестировать в сложное производство, а надо инвестировать в умы людей. Только хорошо подготовленные люди могут двигать страну.
— Что ж, спасибо за дельные советы, пожелания. Хотелось бы, чтобы наше интервью было услышано, потому что уже тоже накипело-наболело, хотелось бы уже видеть позитивные изменения.
Беседовала Замира Сыдыкова.