В октябре в Первомайском районном суде Бишкека начался судебный процесс по уголовному делу об аварии на столичной ТЭЦ.
Напомним, 26 января 2018 года на Бишкекской теплоцентрали произошла авария. По делу уже арестованы несколько бывших высокопоставленных чиновников, в том числе два экс-премьер-министра — Сапар Исаков и Жанторо Сатыбалдиев.
В качестве обвиняемого по этому уголовному делу также проходит и первый заместитель председателя правления ОАО «Национальная энергетическая холдинговая компания» (НЭХК) Нурлан Садыков. Ему, как и остальным фигурантам судебного процесса, предъявлено обвинение в совершении преступления по статье 221 ч. 4 п. 1-2 (злоупотребление полномочиями служащими коммерческих или иных организаций , повлекшее тяжкие последствия, совершенное группой лиц по предварительному сговору, с причинением особо крупного ущерба) УК КР.
Этим же судом рассматривается исковые заявления ОАО «Электрические станции» о возмещении материального ущерба в сумме 8,8 млн сомов и ОАО «Бишкектеплосеть» в сумме 80 млн сомов. Государственное обвинение 26 октября приступило к оглашению обвинительного заключения подсудимым, в том числе Нурлану Садыкову.
Тем не менее, 31 октября состоялось расширенное заседание правления НЭХК, под руководством председателя Азамата Абдыкадырова и его заместителя Нурлана Садыкова. На заседании рассматривался вопрос «О подготовке к ОЗП 2018 -2019 гг. и об итогах деятельности энергокомпаний». Начальство Нацэнергохолдинга приняло отчет о деятельности акционерных обществ, в которых они же являются председателями и членами Совета директоров энергокомпаний. Садыков и другой замдиректора НЭХК Бакыт Эсенбаева на этом заседании проверили самих себя. Как они могут упрекнуть или сделать замечание руководителям энергокомпаний, за слабую подготовленность к ОЗП? Ведь, в таком в случае, они будут вынуждены дать отрицательную оценку себе, но такого никогда не произойдет. Здесь подтверждается прямой конфликт интересов, способствующий развития и увеличения системной коррупции в энергетической отрасли.
Но главный вопрос пока в не в этом. В нормальных, цивилизованных государствах, если только «тень» подозрений в совершении противоправных действий и решений падает на чиновника, то он добровольно, то есть по собственному желанию, подает в отставку. У нас же пока не распорядится глава государства или не придут недовольные и не выкинут его вместе с дерматиновым креслом, ни один волос на нем не шелохнется.
Скорее всего обвиняемым, в том числе первому замглавы НЭХК Нурлану Садыкову, по уголовным делам по аварии на ТЭЦ и исковым заявлениям суд вынесет обвинительный приговор. Правительство должно отстранить его от занимаемой должности, хотя бы на время судебного разбирательства. Возможно, он активно сотрудничал со следственными органами и гособвинение ему представило послабление, заключив не под стражу, а под домашний арест. Но никакого юридического, морального и этического право занимать самый высокий пост в энергетической отрасли Кыргызстана Садыков не имеет.
Но без злорадства, с огромной горечью и великим сожалением придется констатировать, что законы в Кыргызстане работают избирательно.
Расул Умбеталиев, общественный деятель.