Возврат в страну финансовых активов

0
8290

В прошлой статье я рассказывал о необходимости получения нашей республикой «странового рейтинга» в международном агентстве для того, чтобы развивать экономику на основе привлечения инвесторов. Чтобы была понятна суть приведу очень простой пример из нашей действующей сейчас практики золотодобычи. О самой практике поговорим отдельно, здесь всего лишь пример для наглядности. У нас имеется 27 крупных и средних месторождений, содержащих золотые запасы, в их числе Кумтор и Джеруй, входящие в разряд крупнейших по мировым масштабам.

Теперь главное. Во всем мире существует порядок заключения генерального соглашения между инвестором и страной, владеющей месторождением. В этом соглашении фиксируется пункт о том, что полученная продукция делится на две части — одна идет стране, другая инвестору. Речь идет именно о продукции, а не прибыли от продукции. Так делают в Узбекистане, где добывают золото через соглашение с британским инвестором — это фирма «Оксус», которую в 2006 году Бакиев и Кулов выдворили с нашего месторождения Джеруй. Выдворили после того, как она заявила о готовности делить продукцию (золотой концентрат) по пропорции 50 на 50, они даже начали издавать газету под названием «Джеруй» ради обеспечения гласности и отчетности.

Ислам Каримов заключил с ними генеральное соглашение и обеспечил свое государство золотым запасом. Я встречался с сотрудником этой компании в Лондоне (там их штаб-квартира), знаю детали. Узбекистан зарегистрирован в рейтинговом агентстве, потому и ведет работу с инвестором в прибыльном для страны порядке.

У нас есть «Постановление о проведении тендера по месторождению Джеруй», где записано, что выигравшая компания вносит бонус в 100 миллионов за лицензию на разработку. Теперь слушайте внимательно. В этом положении не записан пункт о необходимости заключения генерального соглашения между инвестором и страной, иначе говоря, устранена основа для деления продукции. Вот и весь фокус. Ловкость рук. При вхождении страны в международное рейтинговое агентство такое невозможно. С вопросом о «страновом рейтинге» теперь, надеюсь, все понятно. Такой рейтинг есть и у Азербайджана, там тоже заключают генеральное соглашение на предмет деления продукции. Из этого понятнее становится и то, почему так упорно наши правители не хотят слышать об опыте Ташкента и Баку в сфере золотодобычи.

Есть у нас и «Закон о недрах», принятый при Атамбаеве, но такого, что там написано, нет ни в одной цивилизованной стране. Конкретно расскажу об этом в следующий раз (если к тому времени не закроют эту газету). Почему так говорю, есть пример закрытия газеты «Деньги и власть» после того, как там напечатали информацию о ситуации с «возвратом финансовых активов», выведенных из страны правителями. Вот эта история с активами.

После второй революции (апрель 2010) на имя Розы Отунбаевой пришло письмо от международной финансовой группы из Лондона, которая предложила свои услуги . Речь шла об отслеживании и возврате тех средств, которые были выведены из нашей страны при прежней власти. Для такой работы заключают договор с международной юридической фирмой, имеющей большой опыт в деле возвращения активов. Именно такая фирма выразила готовность оказать нам содействие без предоплаты, то есть они вложили бы 500 тысяч долларов, чтобы финансировать процесс розыска. Наша казна ничем не рисковала, при неудаче поисков ущерб несли они. Фирма знала, где искать и как искать, она была уверена, что возвратит украденное. Они даже знали, о какой сумме идет речь (гораздо выше той, что обозначил в своем откровении господин Гуревич). Что касается оплаты за услуги, то это не 33 %, о чем сказали «знатоки», а в десять раз меньше.

Казалось бы, вот то, что надо стране после бегства президентов, вот шанс поднять экономику и расплатиться с долгами государства. Но нет, нашим правителям такой расклад не годится. Видимо, по той причине, что попадут под угрозу разоблачения их собственные активы. По условиям договора с такой международной фирмой, необходимо будет открыть все шлюзы, то есть все каналы, по которым шла утечка капиталов, открыть их под одного или двух человек немыслимо, они будут открыты по всем потокам. Не стану здесь обозначать название той группы и той фирмы, это не публичные организации, работают в режиме конфиденциальности. Активы дочери Ислама Каримова были возвращены из Европы (это миллиард долларов) не по письму от узбекского прокурора, а с помощью такой группы.

Р. Отунбаева хода этому делу не дала, поручила рассмотреть вопрос А.Бекназарову, тот пригласил официальным письмом от своего имени (вице-премьера, курирующего правоохранительные органы) представителя из Лондона, она приехала, но он избежал встречи, она ждала его три дня и уехала ни с чем. Это все не голословно, есть копии (письмо к нему и письмо от него). Конечно, он прочитал текст, где отражались условия, но решить самостоятельно не мог, не того уровня птица. Этого не может сделать и Нацбанк, один из председателей которого уверяла, что такой возврат — несбыточная мечта. Да, мечта, если не знать опыта других стран. Нацбанк тоже не та птица. Решить это могут не исполнители при государственной власти, а сам носитель этой власти в лице президента.

Указанная международная финансовая группа обратилась к президенту Атамбаеву, после того, как тот вступил в должность. Они полагали, что он заинтересован в возврате. Оказалось, тут нет интереса по тем же причинам, что и у предшественников. Представитель группы попросил меня передать их предложение лично в руки Атамбаеву, о чем я сообщил его помощнику, тот довел это до сведения шефа. Потом мне рекомендовали передать письмо через Сапара Исакова, что я и сделал в феврале 2012 года. И на этом все затихло. Через 8 месяцев я написал о ситуации в газету «Деньги и Власть» (№ 41 от 26 октября 2012 года), полагая, что гласность сдвинет дело, но суть вышла иной — с дела «сдвинули» саму газету. Стало ясно, поиска активов не будет, а «сказки и легенды» по этому вопросу прекратятся. Так и случилось. И только после громкого «заявления» Гуревича вновь началась «мифология» вокруг предмета, мол, прокурор ездил в США для встречи с Гуревичем, сенатор из Вашингтона выразил интерес, мол, нет рычагов для возврата, потому что с нами никто не считается, что само такое дело для нас просто невозможно. Видимо, «фольклор» опять уйдет в архив, а активы останутся.

Чтобы было понятно о чем речь, приведем в кратком виде, так называемую, «историю успеха» той финансовой группы, которая была готова помочь нам без предоплаты в виду понимания бюджета нашей страны. Они провели отслеживание и возврат активов в следующих странах (приведем лишь широко известные места).

  1. Порядка одного миллиарда вернули телекоммуникационным компаниям Турции от их ушлых деловых партнеров.
  2. Вернули активы Слободана Милошевича и членов его семьи.
  3. Вернули активы Саддама Хусейна и членов его семьи (в 2003).
  4. Вернули активы, выведенные обманным путем из Нигерии.
  5. Вернули активы, которые принадлежали Гонконгу.

В этот список мог попасть и постреволюционный Кыргызстан, если бы его постреволюционные правители думали о своей стране, а не о своей семье. Каждый раз выходит только так, что для них интересы сородичей и сотрапезников куда важнее интересов государства. И этому свидетельствует пример не только с «возвратом активов» (точнее, с их «невозвратом»), но и все другие примеры подобного рода, в числе которых махинации в энергосекторе, модели в недропользовании. Об этом в следующий раз, не все яйца в одну корзину.

Кубан Мамбеталиев.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.