Не знаю кто писал Атамбаеву его речь на международную конференцию политических партий азиатских стран, но как-то сложно он подошел к заключению, что он и социал-демократы Кыргызстана теперь «За мир во всем мире!»
Однако, как помнится, еще недавно, в бытность президента, он махал шашками налево и направо.
Пересыпанное длинными и замученными фразами, типа «политику, направленную на снижение международной напряженности может проводить только государство, являющееся политическим субъектом», или «нам нужен многополярный мир, построенный на ценностях, на «признанных международных правовых нормах», Атамбаев, видимо тоже как Акаев, подбирается к какой-нибудь кафедре в Москве. Это очень актуально для него в свете задержания его шофера Илмиянова.
Но сейчас не об этом. А о тезисе из выступления о том, что нам нужен мир, построенный на признанных международных правовых нормах.
11 декабря 2016 года он провел референдум по внесению изменений и дополнений в 29 статей Конституции КР. Тогда, Атамбаев, будучи президентом, заявил, что теперь «мы выходим из унизительной ситуации, когда внешние силы, организации и их комитеты могли нам навязывать неприемлемые нормы, диктовать Верховному суду условия наказания преступников».
Ранее Атамбаев объяснял для чего вносятся изменения в Конституцию. «Я являюсь сторонником того, чтобы в конституцию были внесены изменения в те статьи, которые несут угрозу национальному суверенитету и национальной безопасности», — говорил Атамбаев, после того как Комитет ООН по правам человека (КПЧ ООН) принял решение, согласно которому кыргызские власти должны освободить из заключения правозащитника Азимжана Аскарова. Согласно 41-й статье Конституции, Кыргызстан был обязан выполнить решение этого органа.
В этой статье 41 прежней Конституции, в ее второй главе – «Права и свободы человека» — говорилось: «Каждый имеет право в соответствии с международными договорами обращаться в международные органы по правам человека за защитой нарушенных прав и свобод. В случае признания указанными органами нарушения прав и свобод человека Кыргызская Республика принимает меры по их восстановлению и/или возмещению вреда».
«Кыргызстан показал, что он может принимать самостоятельные и ответственные решения в мировой политике», — заявил он в завершение своей речи, при этом никак не упомянув, что имел ввиду.
Ну, а что касается других вопросов внешней политики в бытность Атамбаева президентом, то он и в правду мог самостоятельно оскорблять глав соседних государств. А вот об ответственности решений он приврал. Впрочем, какой с него теперь спрос, когда за всех социал-демократов Кыргызстана он скоро говорить уже не сможет. По стране идут конференции «Социал-демократы без Атамбаева», где ставится вопрос об его исключении из рядов партии.
Замира Сыдыкова.