«Тема»: Проверка на железной дороге

0
8666

Государственное предприятие «Кыргыз темир жолу» входит в перечень стратегических объектов в нашей республике. Поэтому этот объект всегда находился под пристальным вниманием СМИ.  А последний скандал, озвученный проводниками пассажирских вагонов, привел к расследованию спецслужб и взят под личный контроль президентом Сооронбаем Жеенбековым.

Безбилетные пассажиры. На пресс-конференции два опальных проводника озвучили потрясающие факты.  За один рейс в одном пассажирском составе количество безбилетников может достигать 400. Это очень серьезное обвинение, потому что 400 безбилетников в поезде, говоря армейским языком, это целый батальон нелегалов, десантирующий на территорию Казахстана и России. Однако в список безбилетников попали проводники, машинисты, работники КЖД имеющие льготы, а также дети пассажиров, для которых не покупаются билеты. Также в список безбилетников вошли и пассажиры местных рейсов, которые не покупают билеты в кассе. Если все это количество отнять, то количество заявленных в ходе проверки безбилетников уменьшится в разы. Конечно и сейчас случаются факты безбилетного перевоза пассажиров, однако, как отмечает начальник пассажирских перевозок Эсенбек Ибраимов, пик таких случаев приходился на 90-е годы, когда был большой поток миграции, челноков.

Расширение железной дороги. По словам главы профсоюза КЖД Эрниса Докенова существуют и другие проблемы на кыргызских железных дорогах. Мы сильно отстаем от РФ, Казахстана, Армении и Узбекистана в области обновления пассажирских вагонов и тепловозов. Это происходит потому, что там железные дороги субсидируются властями, обновляется пассажирский и грузовой парк. У нас же, со времен образования КЖД в 1992 году, предприятие со стороны государства не дотировалось. Вот автомобильные дороги в Кыргызстане каждый год обновляются, для этого берутся многомиллионные кредиты из-за рубежа. Железные дороги это такие же важные транспортные пути, а также более дешевые в плане эксплуатации и в части перевозок грузов, более безопасные, но с обретением независимости они не увеличены в нашей стране ни на метр, в отличие от других страны СНГ.

Про долги. Также звучат обвинения в адрес руководства железных дорог, что это убыточное предприятие и у него образовался долг перед государством на 400 млн. сомов. В 2011 году постановлением правительства было решено, что каждое государственное предприятие должно отчислять 50% в бюджет страны от чистой прибыли. Здесь было нарушение гражданского кодекса, потому что есть предприятия, основанные на хозяйственном ведении и на оперативном управлении. Так вот согласно гражданского кодекса прибылью должны делиться предприятия, которые находятся на хозяйственном ведении, а КЖД находится под оперативным управлением. Хозяйственное предприятие может перестроить производство, КЖД же этого не может делать по закону. Тем не менее сейчас балансовая прибыль КЖД доходит до 1 млрд. сомов в год, но эти деньги они в активах. Те же тепловозы, которые были оплачены, считаются, как прибыль предприятия. По социальным отчислениям и выплаченным налогам нет задолженности. С 2007 года предприятие входит в топ 10 крупных налогоплательщиков страны.

Гостиница. Претензии также звучат о том, что на территории КЖД незаконно построена гостиница и она принадлежит дочери уже бывшего руководителя Ногойбаева. Гостиница находится на муниципальной земле. На 49 лет была предоставлена земля на строительство этой гостиницы и разрешение на это давал муниципалитет, а не предприятие. По этому поводу уже были несколько раз проведены проверки со стороны прокуратуры, но нарушений не обнаружили.

Спортивный клуб «Локомотив».  На КТР и на Азаттык были сюжеты об использовании некачественного материала при строительстве этого клуба, однако, как заявили представители КЖД, ледовой каток внутри клуба функционирует, все залы заполнены, где проводятся тренировки. Такого рода обвинения происходят потому, что некоторые заинтересованные лица, хотят забрать от КЖД т.н. «непрофильные активы», как этот спортивный клуб. Так в свое время забрали под этим предлогом и школы, детские сады, больницу. Надо напомнить, что до 1992 года, КЖД был лишь Фрунзенским отделением Алмаатинской железной дороги, потому что протяженность дороги и тогда и сейчас составляет 424 километра, возможно поэтому КЖД является для государства своеобразным «пасынком».

О приватизации КЖД. Предприятия КЖД не могут существовать отдельно друг от друга. Главная функция КЖД — это безопасное обеспечение грузовых и пассажирских перевозок, а у АО или частного предприятия это извлечение прибыли.

Авторы:
Булат Сатаркулов, Адиль Турдукулов, Александр Тропейко.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.