За день до вынесения решения в Верховном суде по делу политзаключенных Асанова, Кадырова, Сарыгулова и Карыбекова, заместитель председателя ВС КР Эсенканов Качыке заявил в парламенте: «В принципе, не должно быть оправдательных приговоров, поскольку следствие должно работать». Судья, как и все кыргызское общество, располагает достоверными сведениями о громких коррупционных скандалах в следственных структурах. Но наши граждане, в отличие от него, напрочь отказывают в доверии коррупционерам. К тому же, эти слова означают позволение уйти от ответственности тем следователям, прокурорам и судьям, кто грубо преступил закон, выносил политически мотивированные приговоры по указанию Атамбаева. Так подтверждается заведомо обвинительный уклон правосудия в нашей стране. Это высказывание могло быть уместным в устах глав следственных структур, но никак у судьи, с нашей точки зрения, нарушившем профессиональную этику и нормы поведения.
Поэтому было неудивительно узнать решение ВС КР на следующий день, 7 июня, не о пересмотре дела, а о снижении сроков отбывания наказания четверым политзаключенным, и только. Мы еще раз твердо заявляем: в действиях Асанова, Кадырова, Сарыгулова и Карыбекова не было инкриминируемых им преступлений.
Решение ВС КР одобрило, тем самым, все преступные действия экс-главы ГКНБ Сегизбаева, экс-генпрокурора Джолдубаевой, и скрывает совершенные преступления в отношении уже 52-х человек. И это только по одному политическому уголовному делу из 5 подобных «коллективных» процессов!
Комитет по защите политзаключенных уже обращался к президенту КР, секретарю Совета безопасности, лидерам парламентских фракций и во все другие госинстанции, чтобы был поставлен вопрос об ответственности следователей, судей, прокуроров за содеянное ими против закона. Но судебное решение ВС КР означает, что мы не были ими услышаны.
Мы рассматриваем данное решение как факт преступного игнорирования законов в угоду политической конъюнктуре со стороны атамбаевских назначенцев в судейском корпусе. Дело в том, что две трети судей были назначены по указанию предыдущего президента КР Атамбаева. Судебная реформа и нехватка квалифицированных кадров была предлогом для прихода даже в высший судебный орган людей, которые не имели надлежащего профильного судебного опыта, но очевидно являлись проводниками политической воли, политики властей. Например, тот же судья Эсенканов имел опыт судьи Конституционного суда и стародавний двухлетний опыт обычного судьи, что явно недостаточно, с нашей точки зрения, для председателя высшей судебной коллегии по уголовным делам. Второй судья по этому делу, Акматов Болотбек, имеет опыт судьи лишь по вопросам экономического характера. Он же, вместе с третьим судьей по этому делу, Акыевым Арзыбеком, утверждали в 2016 г. незаконное задержание под стражу одного из вышеназванных политзаключенных. Адвокаты заявляли отвод этим судьям, но их ходатайства не были удовлетворены.
Во имя общего блага нашего народа и будущих поколений, во имя доверия наших граждан к нынешней антикоррупционной борьбе нового Президента КР, Комитет защиты политзаключенных требовал и будет требовать проведения тщательной поименной кадровой переаттестации/люстрации всех судебных и следственных структур, включая органы безопасности. Нужно избавить наше общество от гнета тех, кто не законы нашего государства соблюдает, а следует политическим приказам вышестоящего начальства. Мы никогда не станем молчать о фактах беззакония!
Самое горькое испытание честные люди проходят, когда не могут найти справедливости на своей Родине, на земле своих предков. Когда остаются безнаказанными те, кто попирал законы и морально-нравственные принципы. Когда загоняется вглубь все болезни нашего правосудия.
Мы будем дальше бороться в правовом русле за доброе имя Асанова, Кадырова, Сарыгулова и Карыбекова и других политзаключенных, попавших в тюремные застенки лишь за то, что воспользовались конституционным правом на свободу своего мнения о событиях в Кыргызстане.
7 июня 2018 г.
Члены Комитета защиты политзаключенных:
Сапар Аргымбаев, Марат Зульфия, Таалайбек Мадаминов