Аида Салянова. Эти аресты нельзя расценивать, как политическое преследование

0
10825

— 23 мая Верховный суд вынес решение в отношении вас, оставив в силе предыдущие вердикты. Таким образом, вы были признаны виновной в том, что в 2010 году в бытность министром юстиции незаконно продлили адвокатскую лицензию Алексею Елисееву. Вы назвали решение суда «несправедливым» и сказали, что слова президента Сооронбая Жээнбекова по поводу судебной реформы остались просто словами. Однако другие наблюдатели заявляют, что ваше заявление неправильно, в связи с тем, что президент в нашей стране не должен вмешиваться в работу судей. Ваш комментарий.  

— Давайте начнем с того, что вообще означает реформа судебной системы. Для меня судебная реформа — это в первую очередь законодательство, кадровая политика и соответствующие условия труда. Какие бы высокие зарплаты не были и какое бы прекрасное законодательство не было, но если кадровая политика будет оставлять желать лучшего, то грош цена всей этой судебной реформе. Кадровую же политику определяют президент, парламент, судейское самоуправление. И я считаю, что среди всех этих субъектов решающая роль принадлежит президенту. Соответственно тот, кто определяет кадровую политику, тот и определяет вектор любой сферы, не только судебной. Мы все были свидетелями того, что президент говорил о судебной реформе, о том, что судьи должны настроиться на волну честности, что приговоры должны быть справедливыми. Конечно, после этого ожидания у людей и у меня были очень высокие. Индикатором этих изменений должны были стать первые судебные решения. И в числе итоговых, резонансных решений, стоял процесс в отношении меня. Сигнал президента должен был быть услышан, однако этого не произошло. Даже для меня, человека с высокой эмоциональной стабильностью, решение было неожиданным. Это решение как раз свидетельствует о том, что судьи, которые должны были услышать вектор президента, его не услышали.

— Преследованию со стороны Атамбаева подверглись не только вы, но и в целом ваша семья. Дядю обвинили в причастности к убийству молодой девушки, на супруга возбудили уголовное дело, младший брат был убит по непонятным причинам. Где и почему произошел разлом между вами и бывшим президентом? 

— Для этого было несколько факторов. В последний год своей работы в качестве генпрокурора, я особого понимания, со стороны президента не чувствовала. И в целом я не была кадром Атамбаева, генеральным прокурором меня представляла Роза Отунбаева. На первой встрече с Атамбаевым в качестве президента, я его попросила, чтобы работе Гегерального прокурора никто не мешал, и была возможность работать по закону, на что он уверил меня что так и будет. Наполненная энтуазиазмом я взялась за эту работу, но особого понимания Атамбаева я и тогда не получала. Например с Келдибековым у Атамбаева были очень хорошие отношения. Поэтому в этом деле и в ряде других дел, возбужденных мною не было никакой политической подоплеки. В связи с этим борьба с коррупцией была единодушно поддержана общественностью. Атамбаев тогда понял, что это фишка, что для людей это важно и он был вынужден встать на мою сторону, т.е. на сторону борьбы с коррупцией.

Для меня затем стал странным интерес Атамбаева к углю. Он стал проводить совещания на эту хозяйственную тему.

В начале я не особо придавала значения их отношениям с Текебаевым. Потом с каждым днем я начала убеждаться в том насколько неприязненными являются отношения Атамбаева к Текебаеву.Атамбаеву, как я потом узнала, заносили записки про какие-то заговоры со стороны Текебаева и меня. На самом деле доверительные человеческие отношения у нас с Текебаевым начались после того как я стала депутатом от партии “Ата-Мекен”.

— Вот вы говорите, что руководствовались исключительно буквой закона. Но вот мы видим, что основания под коррупционные дела в отношении Кулматова, Сапара Исакова, Албека Ибраимова имеют начало с 2010 года, с периода вашей работы Генеральным прокурором. Почему вы не видели всего этого, тогда?  

— В стране практически нет сфер где не было бы коррупции. В течении всего времени моей работы генеральным прокурором — 3 года и 9 месяцев, это было насыщенным. И вот в течение этого времени мы успели начать те резонансные дела , которые известны общественности. Заняться всем и сразу было невозможно.

Кроме того у Генеральной прокуратуры нет оперативных функций, как у ГКНБ и МВД. И даже те дела, которые возбуждались Генеральной прокуратурой, практически все были возбуждены по информации ГКНБ и МВД. В основном прокуратура работает на “давальческой основе”. Ей приносят эти материалы.

— В принципе Атамбаев решил по хорошему попращаться с вами. Руководитель аппарата Нарымбаев от имени президента вручил вам медаль. Я слышал, что вам предлагали даже должность посла. Почему вы не согласились на эту позиции, а ушли в свободное политическое плаванние, и тем самым еще больше разгневали Атамбаева?

— Для того, чтобы человек мог работать продуктивно, я думаю в первую очередь важна среда. За последние месяцы работы, когда началась массированная информационня атака против меня, я поняла с кем я работаю. Оставаться и работать с этой властью не было смысла. Поэтому я ушла и вы правы это еще больше разгневало Атамбаева и преследование началось не только в отношении меня. Было сфальцифицировано дело против моего супруга, хотя ни один человек, имеющий какое-либо отношение к принятию решений по поставкам угля, никогда не видел и не слышал про моего супруга. Все заявляли об этом на следствии и в суде. Потом обвинение моего дяди в убийстве девушки Камилы Душебаевой. Дело не возбуждали по убийству, поскольку не было никаких улик, а наоборот у него было алиби и возбудили дело по воспрепятствованию следствию. Хотя основной свидетель говорит, что мой дядя никому не воспрепятствовал.

— Бывший глава ГСИН Зарылбек Рысалиев потребовал возобновить следствие по возбужденному делу по незаконному освобождению криминального авторитета Азиза Батукаева. Он также требует вызвать на допрос его, Шамиля Атаханова, Феликса Кулова, Болота Шера, Омурбека Текебаева, Алмазбека Атамбаева и Вас. Вы согласны с ним, что эти люди и целая госсистема виновна в почетных проводах «вора закона» из страны?

— Рысалиев оказывается еще сказал, что я не давала ход делу по побегу Батукаева из страны, поскольку за моей спиной стоял “Ата-Мекен”. Это наглая ложь. Возбуждено было дело по факту побега именно при мне в качестве генерального прокурора и оно было передано сразу же для расследования в ГКНБ. И, во-вторых, именно «Ата-Мекен» поднял этот вопрос. И председателем депутатской комиссии был Болот Шер. Поэтому очень сложно объяснить логику слов Рысалиева.

Врачи говорили, что «Батукаеву осталось несколько дней жизни». И вот именно это абсурдное основание послужило причиной возбуждения уголовного дела, потому что могли появиться еще другие причины. Однако до сегодняшнего дня никаких результатов работы нет.

— Вы можете дать политическую оценку кто стоял за проводами Азиза Батукаева?

— Политическую оценку, также, как и юридическую я давать не могу. Я никого не могу обвинять, не имея на руках доказательства. Потому что сама пережила все “прелести” ложного обвинения. Это аксиома.

— Сейчас антикоррупционную кампанию Сооронбая Жээнбекова поддерживают точно также, как поддерживали Атамбаева, когда он под этим поводом сажал в тюрьму своих политических оппонентов. Нет ли здесь повторения истории, когда выборочно идет кампания нейтрализации политических оппонентов под предлогом борьбы с коррупцией?

— В 2011, 2012, 2013 и даже в 2014 году никакой выборочной работы не было. Это работа основывалась на твердых доказательствах. И я как человек набожный, всегда перечитывала все дела, прежде чем принять какое-то решение в отношении каждого политика, потому что это судьба человека, это его близкие, это и репутация. Поэтому я делю период на две части. Первая часть, когда все были нацелены на борьбу с коррупцией и вторая половина срока Атамбаева, когда борьба с коррупцией превратилась в борьбу с оппонентами. Сегодня сложно причислить тех, против кого проводятся следственные мероприятия, что это политическое преследование, потому что эти люди никогда не были оппонентами власти. Эти люди не говорили какого-то независимого мнения, которое бы не понравилось действующей власти. Соответственно причины надо искать в доказательствах. А о них идет скудная информация. И конечно, общественность гадает и может делать параллели, которые вы делаете. И сейчас даже не будучи сторонницей Кулматова, либо Исакова, я не могу сказать что кто-либо из них виновен.

Беседовал Адиль Турдукулов.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.