С утра я испытываю сильную злобу на депутатов фракции «Ата-Мекен», решивших организовать скандал по вопросу реконструкции государственного исторического музея. Также я очень злой на директора Алмакучукова, позволившего целой толпе журналистов и съемочным группам пройти и заснять неоткрытые еще официально музейные экспозиции. Торжественного открытия нашего главного музея который год уже ждет целая страна. Наш народ находится в предвкушении этого дня, которому самому суждено стать историческим событием в летописи нашей молодой республики. Когда в январе музей для ознакомления с ходом реконструкции посетил президент С.Жээнбеков, то даже его пресс-служба получила замечание за то, что слишком широко осветила еще неоткрытую экспозицию музея. И вот сегодня, по-варварски в музей ворвалась группа депутатов и журналистов с целью скандализировать саму идею открытия музея, смазать предстоящее торжество и испортить праздник.
На протяжении многих месяцев и в мои почтовые ящики по всем электронным адресам поступали эти счет-фактуры по реконструкции музея с подозрительными цифрами во многие десятки и сотни тысяч евро за непонятно что. Но моя позиция была дождаться открытия музея. Есть вещи, которые бесценны. Музей национальной истории — безусловно, принадлежит к этой категории. «Тем более, о чем, в конце концов, идет речь? Какие могут быть претензии? — рассуждал я. — Глупо проявлять недовольство хозяйкой, которая хочет угостить гостей из фарфоровых чашек, тогда, как могла бы, по мнению своих завистливых соседей или бедных родственников, подать чай и в тяжелых 200-граммовых стаканах!»
Давайте дождемся открытия! Посмотрим, там и решим! Денег не жалко! Пусть всё будет на мировом уровне! — я согласен с этой позицией.
Можно по-разному к этой ситуации подходить.
Но я не согласен с тем, что, якобы, президент Атамбаев и его помощники украли на реконструкции музея деньги.
Нет, дорогие мои! Вопрос не в воровстве.
Это тот самый случай, который описывается классической фразой «это больше чем преступление, это ошибка!»
Атамбаев и его идиоты-помощники заказали весь музей «под ключ»(!!!) одной немецкой фирме, которая занимается изготовлением витрин и разных безделушек. Да, эти лавочники, т.е. буквально те, кто делает витрины-музейные лавки, работают с ведущими музеями мира, типа Лувра и Эрмитажа. Но они поставляют в эти музеи витрины в количестве и по заказанным параметрам, установленным самими этими музеями.
А что сделали атамбаевские идиоты? Они пошли и заказали им ЦЕЛЫЙ МУЗЕЙ национальной истории Кыргызстана. Под ключ!
Конечно же, получилось, что эта немецкая фирма сама себе нарисовала крупнейший контракт в своей 30-летней истории в 9 миллионов евро. Представляете? Крупнейший заказ не из Парижа или Санкт-Петербурга, а из Бишкека. Целых 26 трейлеров! Она, типа, наняла и дизайнеров, и консультантов, решила за нас дураков, кто нам важнее (Манас или Барсбек), что и как, и где, в каком порядке должно быть установлено, и сколько витрин на все это потребуется, плюс добавила и лошадок деревянных по 14 тыс. евро каждая, и всякие эти псевдо-инсталляции с претензией на высокое искусство на сотни тысяч долларов. Зачем этим же немцам надо было отдавать закуп мебели и установку кафе по супер-европейским ценам — это, вообще, вне всякого понимания!
Такая вот история получилась.
Классика атамбаевского периода. Мой хороший друг Йохан Энгвалл, тот самый, кто написал диссертацию про кыргызскую коррупцию, любит вспоминать и пересказывать свой разговор с Атамбаевым. Тот его принял и пару часов рассказывал, какой он богатый и как ему не надо ничего воровать. Йохан даже не смог вставить и слова. Потом взял и приказал перевести книгу Йохана на русский и раздать по всем ведомствам. Произошла путаница и типичная коррупция, отличная иллюстрация к самой книге. Книгу, вроде, стали активно переводить одновременно сразу и аппарат президента, и аппарат правительства. Издали, соответственно, две книжки одновременно. Потом носились по всем ведомствам, чуть ли не силком эти книги раздавали. Йохан Энгвал предполагает, я об этом знаю точно(!): книгу в результате никто и не прочитал толком! Диссертация и не предполагала быть опубликованной массовым тиражом. Содержащиеся в ней сотни страниц выкладок и теории могут быть интересны только пару десяткам высоколобых ученых по всему миру и не имеют какого либо практического применения для широкого круга публики. Атамбаев, решив авторитарно приказать перевести, издать и раздать этот научный труд, только подтвердил содержащиеся в нем выводы про природу госуправления в Кыргызстане. Это и есть коррупция, друзья! Не обязательно это прямое воровство! Зачастую, это просто неэффективная трата ресурсов!
И именно с этой точки зрения, правление Атамбаева гораздо хуже по качеству, чем правление Бакиева, и, тем более, Акаева. ПРОСТОТА ХУЖЕ ВОРОВСТВА! Лучше, когда нами правили эффективные воры, чем тупые шоферы и клерки-премьеры. А тут, как и в истории с Русгидро, с Лигласс, с ТБЕА и Хуавеем и в сотне других больших и мелких историй: хотели как лучше, получилось, как всегда!
В будущем музее Кыргызстана должен быть отдельный стенд, посвященный истории ее реконструкции. Очень поучительный урок для наших детей по периоду правления Атамбаева.
Эдиль Байсалов.