Утром 27 января 2018 г. после аварии на ТЭЦ г. Бишкек директор Омуркул улуу Нурлан истерически и категорически начал заявлять, что на тепловой станции никакого взрыва не было.
В этот же день ближе к полудню директор Нацэнергохолдинга Айбек Калиев торжественно и радостно объявил, что руководители энергетической отрасли предотвратили самую страшную трагедию в истории суверенного Кыргызстана. Если бы не модернизировали ТЭЦ, то пришлось бы заново строить столицу республики. В аварии на теплоцентрали китайские модернизированные энергоблоки не причастны и никакого отношения к этому не имеют. Затем это умозаключение постоянно начал повторять глава правительства КР Сапар Исаков.
Ну, конечно, после заключения временной депутатской комиссии ЖК КР по расследованию аварии и рациональному использовании кредитных средств при модернизации тепловой станции, становится очевидной изначальная позиция Айбека Калиева и Сапара Исакова.
Межведомственная комиссия, созданная кабинетом министров КР, куда вошли «дежурные и независимые» эксперты, кроме Николая Кравцова и, конечно, главы контролирующих органов, которые произвели приемку модернизации ТЭЦ, вынесла решение о причинах и виновниках аварии. Основными виновниками стали — насос и лаборантки химического цеха тепловой станции.
Временная депутатская комиссия ЖК КР не привлекла ни одного профильного специалиста и независимого эксперта. Но зато определила огромное количество государственных служащих, возможных виновников в аварии и в модернизации теплоцентрали.
За последние 6 лет на ТЭЦ г. Бишкек правительством КР, МЭП КР, НЭХК и ОАО «Электрические станции» закупался уголь у кыргызских посреднических фирм ОсОО «Прогресс Компани» и ОсОО «Рассвет Компани» с казахской АО «Шубарколь Комир».
Одним из основных технических параметров твердого топлива является показатель выхода летучих веществ при сжигании энергетического угля на тепловых станциях. Выход летучих веществ казахского угля из Шубаркольского месторождения марок «Д, ДГ, Г» составляет 48-50%, а кыргызского 36-38%. При использовании на ТЭЦах твердого топлива с содержанием выхода летучих веществ более 40%, возникает огромная угроза взрыва на котлоагрегатах.
В закрытых помещениях угольная пыль, при возникновении искр открытого пламени, скоплении большого количества мелких фракций угля, детонирует и происходит взрыв. На неоднократные предупреждения и предостережения, что есть огромные угрозы и риски использовать казахский уголь на станции, 1-ый зам. генерального директора ОАО «Электрические станции» Бердибек Боркоев и директор ТЭЦ г. Бишкек Омуркул улуу Нурлан, как члены конкурсной комиссии по закупкам угля на ТЭЦ на 2016-2017 гг., не реагировали. Наоборот, обвинили меня и Николая Кравцова в искусственном затягивании конкурса и в предательстве национальных интересов КР.
На протяжении последних лет на ТЭЦ г. Бишкека неоднократно происходили взрывы в котлоагрегатах со смертельными случаями и групповыми исходами получения увечий на особо опасных участках производства. Хотя при авариях высокой категории, на особо опасных и стратегически важных объектах, необходимо спецслужбам рассматривать ряд версий, вплоть до совершения террористических актов. В данном случае надо было рассмотреть версию возможного взрыва в котлоагрегатах ТЭЦ 26 января 2018 г. по техническим причинам.
Кстати, новое правительство планирует вновь покупать казахский уголь у посредников на тепловую станцию в объеме 450 тысяч тонн в ОЗП 2018-2019 гг.
Тогда зачем повесили на «шею» народа Кыргызстана 34 млрд. сомов, если собираемся опять покупать «черное золото» у олигархов соседнего государства.
При том, что клятвенно обещали собственному народу, что после модернизации ТЭЦ г. Бишкек, мы будем использовать 100% кыргызский уголь.
Или как гласит народная пословица «Ишак удачно прошел грязь», а там хоть «трава не расти».
Расул Умбеталиев, общественный деятель.