В Бишкеке прошла экспертная встреча «Кадровая политика в Центральной Азии: стабильность vs пертурбации». В обсуждении принимали участие известные политологи Кыргызстана, Казахстана, Таджикистана и Узбекистана.
Руководитель программы «Международная и сравнительная политика» Медет Тюлегенов отметил, что кадровая чехарда в КР началась в начале 90-х и продолжается до сих пор. Сейчас общество ждет, что с кадровыми перестановками произойдут обновления по многим направлениям. Политолог подчеркивает, что главным критерием при назначении на должности по-прежнему остается лояльность к власть имущим, а после уже профессиональные качества.
Исследователь социально-политических процессов из Казахстана Айдар Амребаев считает, что в РК централизованная кадровая политика. «В Казахстане в отличие от Кыргызстана не реализован транзит власти. В телевизоре все те же головы. Наши политики не борются за власть, а подыгрывают», — сказал эксперт.
Он подверг критике программу по обучению молодежи за рубежом. «Выпускники этой программы должны быть трудоустроены в обязательном порядке. Считается, если человек получил западное образование, то это лучший резерв. И вот это огромное число мальчиков с гарвардскими дипломами, не проработав в определенной отрасли ни дня, берут на себя возглавлять ведомства, где требуется специальные навыки и знания. Отсюда и страдает вверенная им сфера. Эффективность этой практики переоценена», — считает Айдар Амребаев.
Директор Фонда «Евразия Центральной Азии — Таджикистан» Азимжон Сайфиддинов сообщил, в РТ молодые кадры приходят на госслужбу, но в стране усиливается централизация власти. «Результат децентрализации не ведет к нормальному развитию страны. Назначение кадров не из региона, не решала проблемы на местах. После 2010 года стали назначать в местные органы власти людей из регионов. Они лучше знают проблемы, и у них свое видение их решения», — отметил эксперт.
Директор «Имкон консалтинг» Замира Самадова также считает, что проблема в кадровой системе в странах Центральной Азии — коррупция присутствует везде. «Люди идут служить государству и подписываются на эти схемы, потому что прожить на те зарплаты, что платят госслужащим, невозможно прожить. Ежегодно выпускаются тысячи студентов, которые не могут найти работу. В то же время, есть вакансии, компании предлагают, но не могут найти квалифицированных сотрудников, потому что уровень образования низкий. Необходимо сейчас адаптировать зарубежное образование под местные реалии», — сказала эксперт.
Руководитель аналитического консорциума «Перспектива» Валентин Богатырев обозначил четыре фактора кадровой политики в Кыргызстане: регионально-клановый, политический, профессиональный и квотный.
«Мы перешли от доминирования регионально-кланового фактора формирования кадровой политики к политическому. Хотя фоном все же остается регионально-клановый. Но мы не сделали шаг, чтобы базовым стал профессиональный фактор. Кадровая политика имеет свою инерцию. У нас в Кыргызстане произошли две революции, а люди в системах управления все те же. Кадровые системы имеют тенденцию к сохранению устойчивости, и это то, с чем приходится бороться тем, кто собирается менять кадровую политику. Другая закономерность — продвижение кадров по признаку доверия и преданности, которые выступают базовыми и системными критериями, зачастую в ущерб профессионализму и политической ориентации», — отметил Богатырев.