Даниэль Кадырбеков: Сооронбай Жээнбеков, не теряйте фокус на реформы!

0

Последние недели политические процессы в стране набрали высокую динамику в связи с «чисткой», которую проводит президент Сооронбай Жээнбеков. Увольнения высокопоставленных чиновников-лоялистов экс-президента Атамбаева, таких как Фарид Ниязов, Абдиль Сегизбаев, Дамир Мусакеев и других, многие наблюдатели расценили как переход конфликта в открытую фазу. Хотя в любой «демократической» стране с работающими институтами, если бы мы были таковой, обновление команды при смене власти — естественный и само собой разумеющийся процесс.

Но, учитывая радость обычных граждан таким шагам и болезненную реакцию, которую открыто демонстрирует экс-президент Атамбаев, можно сделать вывод что, последний, как оказалось, не имеет незыблемого контроля над Жээнбековым. Наш «бывший» около двух недель не сходит с информационного поля, устраивая закрытые партийные сборы, где безальтернативно его выбирают лидером СДПК, истерически раздает нравоучения «другу» о важности не допускать «семейно-кланового правления», устраивает акции по принуждению брата президента Асылбека Жээнбекова сдать мандат.

Получается, мы переоценили «величайшего архитектора» Атамбаева? Система, которую он строил, дабы обеспечить себе пост-президентское будущее, посадив и репрессировав всех оппозиционеров и журналистов, легализовав узурпацию, распределив своих слуг на ключевые государственные должности (они, по задумке «идеологов», должны были обеспечить преемственность и контроль Атамбаева над ресурсами и интересами) не выдержала проверку временем, даже четырехмесячный рубеж не преодолев.

Возвращаясь к действиям действующего президента Жээнбекова, хотелось бы, не навязывая мнения, рассмотреть его действия в рамках традиционной «консолидации власти». Возможно, они нацелены на демократические и институциональные реформы и развитие в стране верховенства права и правосудия. Многие искренне поддержали его последние кадровые решения, но вместе с тем, ожидают разбирательств и правосудия по всем громким коррупционным делам, в которых главную роль играл его «друг» Атамбаев. Кроме того, необходимо приступать к фундаментальным реформам в судебной и правоохранительной системах, наравне с представлением народу продуманной внешней политики, которая заключает в себе национальные интересы и безопасность страны во всех аспектах.

В силу специализации в университете и хобби, я наблюдал за многими правителями, которые смогли консолидировать власть. Вкратце, консолидация власти — это процесс использования всех допустимых и недопустимых рычагов, для укрепления своей власти, часто в обход и ослабление официальных ветвей власти.

Есть много стратегий такой консолидации, но можно три основных, которые часто применяются в нашем регионе и мире.

Первая стратегия — быстрые результаты для всех.

Как говорил, Charles Tilly (Чарльз Тилли, американский социолог, политолог и историк): «Объявляй войну для строительства и консолидации власти или государства. Будь то коррупции, надуманному врагу или реальному… Победоносно укрепляй свой «авторитет». Тогда и народ пойдет за тобой». Этот прием можно использовать по-разному. Например, Путин использовал его неоднократно в грубой форме. Впервые, будучи новоиспеченным премьером в 2000-х, своей быстрой компанией в Чечне, и сопутствующими чистками внутри федерации, олигархи, затем была военная агрессия против Грузии в 2008-м, после аннексия Крыма и военное вмешательство в дела Украины.
Или можно ограничиться «мягким способом», как это сделал президент Трамп. Он за год своего президенства «победоносно» добился принятия пакета законов о снижении корпоративных и подоходных ставок налога, широко символизируя это служением народу. Хотя о пользе новой налоговой реформы даже опытные финансисты до сих пор спорят. Главное — жест!

Но самый яркий пример, это приход Саакашвили в Грузии. За пару лет своего президентства он реализовал радикальные реформы в госаппарате, провел «чистку» в силовых органах и создал среду для бизнеса.

Второй способ — избавление от конкуренции.

Консолидацию власти можно сделать менее затратным способом. К примеру, наш Атамбаев этим пользовался успешно. Постоянно менял чиновников и политиков, чтобы его конкуренты не смогли накопить силу и власть, некоторых сажал по надуманным, фабрикованным и нелепым делам, назначал своих приближенных на ответственные должности.

Дискредитация и высылка тоже входит в эту категорию. Всеми доступными и нелегальными способами дискредитировать своих оппонентов, используя фабрикации, загонять их в угол.

И третьи способ — «советский».

Помните, в начале пути коммунисты, строили грандиозные коалиции с социал-демократами и прочими спектрами демократических сил до свержения царского режима? Но стоило им прийти к власти, стали пачками «rounded up» эту коалицию в ГУЛаг и «матушку Сибирь». Они настолько наловчились в процессе, что сливали демократически избранные правительства и царские режимы в восточной Европе, что мало никому не показалось.
Или можно устроить массовую «чистку» в стиле Саддама Хуссейна. С приходом к власти, он созвал собрание своей партии и публично указывал пальцем на тех, кого считал нелояльным, и в последствии их казнили.

Есть множество путей при которых можно консолидировать власть. Но суть в том, что без реформ, которые устанавливают функционирующие институты и прозрачность, консолидация, как показывает история, обречена на провал. Поэтому, действующему президенту Жээнбекову хочется посоветовать не терять фокус на реформы. Чистка, конечно, нужна, но больше народу нужна справедливость и правосудие. Всех чиновников-лоялистов, включая Атамбаева, нужно привлекать к уголовной ответсвенности за все преступления. Но эта работа должна идти параллельно с реформами. Иначе поддержка народа будет быстротечной, а проблем в стране станет больше. Не повторяйте ошибок, это ваш шанс построить новое общество.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.