Последние недели политические процессы в стране набрали высокую динамику в связи с «чисткой», которую проводит президент Сооронбай Жээнбеков. Увольнения высокопоставленных чиновников-лоялистов экс-президента Атамбаева, таких как Фарид Ниязов, Абдиль Сегизбаев, Дамир Мусакеев и других, многие наблюдатели расценили как переход конфликта в открытую фазу. Хотя в любой «демократической» стране с работающими институтами, если бы мы были таковой, обновление команды при смене власти — естественный и само собой разумеющийся процесс.
Но, учитывая радость обычных граждан таким шагам и болезненную реакцию, которую открыто демонстрирует экс-президент Атамбаев, можно сделать вывод что, последний, как оказалось, не имеет незыблемого контроля над Жээнбековым. Наш «бывший» около двух недель не сходит с информационного поля, устраивая закрытые партийные сборы, где безальтернативно его выбирают лидером СДПК, истерически раздает нравоучения «другу» о важности не допускать «семейно-кланового правления», устраивает акции по принуждению брата президента Асылбека Жээнбекова сдать мандат.
Получается, мы переоценили «величайшего архитектора» Атамбаева? Система, которую он строил, дабы обеспечить себе пост-президентское будущее, посадив и репрессировав всех оппозиционеров и журналистов, легализовав узурпацию, распределив своих слуг на ключевые государственные должности (они, по задумке «идеологов», должны были обеспечить преемственность и контроль Атамбаева над ресурсами и интересами) не выдержала проверку временем, даже четырехмесячный рубеж не преодолев.
Возвращаясь к действиям действующего президента Жээнбекова, хотелось бы, не навязывая мнения, рассмотреть его действия в рамках традиционной «консолидации власти». Возможно, они нацелены на демократические и институциональные реформы и развитие в стране верховенства права и правосудия. Многие искренне поддержали его последние кадровые решения, но вместе с тем, ожидают разбирательств и правосудия по всем громким коррупционным делам, в которых главную роль играл его «друг» Атамбаев. Кроме того, необходимо приступать к фундаментальным реформам в судебной и правоохранительной системах, наравне с представлением народу продуманной внешней политики, которая заключает в себе национальные интересы и безопасность страны во всех аспектах.
В силу специализации в университете и хобби, я наблюдал за многими правителями, которые смогли консолидировать власть. Вкратце, консолидация власти — это процесс использования всех допустимых и недопустимых рычагов, для укрепления своей власти, часто в обход и ослабление официальных ветвей власти.
Есть много стратегий такой консолидации, но можно три основных, которые часто применяются в нашем регионе и мире.
Первая стратегия — быстрые результаты для всех.
Как говорил, Charles Tilly (Чарльз Тилли, американский социолог, политолог и историк): «Объявляй войну для строительства и консолидации власти или государства. Будь то коррупции, надуманному врагу или реальному… Победоносно укрепляй свой «авторитет». Тогда и народ пойдет за тобой». Этот прием можно использовать по-разному. Например, Путин использовал его неоднократно в грубой форме. Впервые, будучи новоиспеченным премьером в 2000-х, своей быстрой компанией в Чечне, и сопутствующими чистками внутри федерации, олигархи, затем была военная агрессия против Грузии в 2008-м, после аннексия Крыма и военное вмешательство в дела Украины.
Или можно ограничиться «мягким способом», как это сделал президент Трамп. Он за год своего президенства «победоносно» добился принятия пакета законов о снижении корпоративных и подоходных ставок налога, широко символизируя это служением народу. Хотя о пользе новой налоговой реформы даже опытные финансисты до сих пор спорят. Главное — жест!
Но самый яркий пример, это приход Саакашвили в Грузии. За пару лет своего президентства он реализовал радикальные реформы в госаппарате, провел «чистку» в силовых органах и создал среду для бизнеса.
Второй способ — избавление от конкуренции.
Консолидацию власти можно сделать менее затратным способом. К примеру, наш Атамбаев этим пользовался успешно. Постоянно менял чиновников и политиков, чтобы его конкуренты не смогли накопить силу и власть, некоторых сажал по надуманным, фабрикованным и нелепым делам, назначал своих приближенных на ответственные должности.
Дискредитация и высылка тоже входит в эту категорию. Всеми доступными и нелегальными способами дискредитировать своих оппонентов, используя фабрикации, загонять их в угол.
И третьи способ — «советский».
Помните, в начале пути коммунисты, строили грандиозные коалиции с социал-демократами и прочими спектрами демократических сил до свержения царского режима? Но стоило им прийти к власти, стали пачками «rounded up» эту коалицию в ГУЛаг и «матушку Сибирь». Они настолько наловчились в процессе, что сливали демократически избранные правительства и царские режимы в восточной Европе, что мало никому не показалось.
Или можно устроить массовую «чистку» в стиле Саддама Хуссейна. С приходом к власти, он созвал собрание своей партии и публично указывал пальцем на тех, кого считал нелояльным, и в последствии их казнили.
Есть множество путей при которых можно консолидировать власть. Но суть в том, что без реформ, которые устанавливают функционирующие институты и прозрачность, консолидация, как показывает история, обречена на провал. Поэтому, действующему президенту Жээнбекову хочется посоветовать не терять фокус на реформы. Чистка, конечно, нужна, но больше народу нужна справедливость и правосудие. Всех чиновников-лоялистов, включая Атамбаева, нужно привлекать к уголовной ответсвенности за все преступления. Но эта работа должна идти параллельно с реформами. Иначе поддержка народа будет быстротечной, а проблем в стране станет больше. Не повторяйте ошибок, это ваш шанс построить новое общество.