Как уменьшалась территория Кычана Жакыпова

0
8990

Сегодня мало кто знает, что в конце 80-х годов парк Кычана Жакыпова, расположенный ниже пр. Жибек Жолу по ул. Елебесова (бывш. ул. Советская), имел территорию, равную 8 гектарам. Ныне эта территория сократилась почти в три раза. Вот как это произошло.

В 1986 году вышло распоряжение исполнительного комитета Фрунзенского городского совета народных депутатов о необходимости реконструкции парка. Предполагалось даже расширить территорию парка до бульвара Дзержинского. Частные застройки снести. Тогда общая территория парка составляла бы около 9 гектаров.

Идея проекта реконструкции парка основывалась на историческом анализе сложившейся территории. Предполагалась реставрация исторических памятников и восстановление редких пород деревьев, которыми славился парк. Но все эти благие цели остались только на бумаге.

Причина сегодняшнего плачевного состояния парка кроется в недавнем прошлом.

Начало было положено распоряжением мэра Бишкека, Бориса Силаева, в 1996 году в котором он отменяет реконструкцию парка и передает частной фирме «Зенит» 5 гектаров парковой земли. «Зенит» гарантирует, что наведет порядок в парке. В документах значится сумма годовой аренды в 13 тысяч 608 сомов…

Вместо того чтобы привести парк в порядок, уже через два месяца «Зенит» просит выделить часть арендованного участка под строительство индивидуальных домов. А территория парка и дом Терентьева остаются в прежнем состоянии. Фирме до них нет дела.

Уже при мэре Медетбеке Керимкулове договор с фирмой «Зенит» расторгается. Но при этом участки под строительство домов не изымаются, а передаются частным лицам по ходатайству все той же фирмы «Зенит».

Сейчас на территории парка расположены шикарные двухэтажные особняки с огромными заборами, куда чужих не пускают.

Из архивных документов владельцами земельных наделов стали Рашид Луров, Мурат Сейдиматов, Алмасбек Мырзагулов, Дархан Абдалиева. В интернете можно найти информацию только про одного — Мурата Сейдиматова. Известно, что он был полковником СНБ КР и возглавлял совет директоров компании «Мегаком» в 2011 году.

Проверки относительно законности выделения земель вышеуказанных участков городской прокуратурой по непонятным причинам не проводились. Сегодня переулок Александровский полностью застроен. О многих первичных владельцах домов нет информации даже в Государственной регистрационной службе.

Общественный фонд «Наше право» направил запрос в ГРС по адресам домов с №1-20 в Александровском переулке, но официально получил только 12 ответов.

Дом по адресу: переулок Александровский, 2 по документам Госрегистра значится с 1969 года. Но в проектной схеме от 1986 года на этом месте нет никаких жилых домов.

По сведениям ГРС, многие дома прошли регистрацию только после 2005 года. Дом №19, принадлежащий фирме «Зенит», принят в эксплуатацию 26 июня 2007 года. Через 10 дней после ввода в эксплуатацию дом перепродали гражданке Назгуль Толомушевой, это вторая жена Бакиева, с которой он сегодня проживает в Минске.

В 2005 году хозяином одного из особняков становится Марат Алапаев — председатель Нацбанка при Бакиеве после 2006 года. Можно только предполагать, почему в те годы проверки Генпрокуратуры и других правоохранительных органов не принесли никаких результатов. А территория парка еще уменьшилась на несколько соток.

Видя плачевное состояние парка и его постоянное сокращение, президент Аскар Акаев в 2004 году подписывает указ, согласно которому парк имени Кычана Жакыпова вместе с домом Терентьева переходит на баланс Национального культурного центра. Но и эта мера не останавливает процесс деградации парка.

4 мая 2009 года президент Курманбек Бакиев вносит очередные изменения. На этот раз национальный культурный центр при правительстве переходит под юрисдикцию Министерства культуры. Также президент обязывает в двухмесячный срок передать почти всю территорию парка в аренду на 49 лет бизнес-ассоциации «Дордой».

Парковые земли, предоставленные правительством «Дордою», изменили свое целевое значение.

Строить стадион на месте парка возможно только при изменении генерального плана города, что не было сделано. А по закону должно быть обязательное согласование и вынесение на общественное обсуждение. Создается макет, показывается, что мы хотим там сделать, ставятся определенные условия, технические требования, и только потом проводится тендер. Если тендер не проводится, то должны быть веские обоснования, почему какой-то компании территория передается.

Если верить картам Google, то 16 августа 2009 на территории парка Кычана Жакыпова уже стояло крытое двухэтажное здание. А постановление правительства о предоставлении в аренду бизнес-ассоциации «Дордой» парковых земель было подписано только 3 августа 2009 года. Как можно было за тринадцать дней пройти все этапы согласования и возвести крупный строительный объект?

У фонда «Наше право» в распоряжении имеются копии акта по согласованию и эскиз проекта, он датируется 11 октября 2010 года. Соответственно, по законодательству, строить можно только после этого документа.

Свою позицию по этому вопросу высказал вице-президент Ассоциации «Дордой» Шаршен Касенов: «В то время «Дордой» помогал осваивать территорию, футбольную, помогал городской экологии, чтобы зеленая трава там была, газон. Поставили за большие деньги скважину, чтобы провести полив. Помогал. А потом почему бы нам самим не продолжить это дело? Мы вышли на Министерство культуры, и договор заключили. Первый договор был в 2007 году на 25 лет».

По словам Шаршена Касенова, договор аренды подписал лично директор Национального культурного центра Рыскул Боронбаев. Он так прокомментировал свое согласие: «Территория, заброшенная стояла. Передана, я думаю, она правильно. Там какой-то был стадион. Футбольная территория. Ну они обратились, наверное, выше. Выше руководство — министру. Министр в итоге пригласил меня, и заключили договор. Отдали часть территории, где-то в пределах двух гектаров, на создание строительства спортивно-культурного комплекса».

— Парки — это же национальное достояние. Как можно было правомочно подписывать вам, а не на уровне премьер-министра?

— Там никакого парка же нет. Просто мусорная яма была там. Там фотографии даже есть. Никакого деревца там. И мусорный завал, страшно там было, годами стояло это все.

— Участвовало ли госимущество в договоре?

— Мы писали в госимущество, госимущество отказало. Они говорят, это ваша собственность, вы имеете право распоряжаться им.

— А это письмо есть у вас?

— Письмо мы потеряли…

Юристы фонда «Наше право» утверждают, что грубейшее нарушение закона — отдавать сроком больше пяти лет без участия ФУГИ. Кроме того, обязательно надо проводить конкурс.

На запрос, направленный в 2017 году в Бишкекскую городскую прокуратуру общественным фондом «Наше право», о законности выделения парковых земель был получен официальный ответ: «В настоящее время на направленные в Министерство культуры и Госэкотехинспекцию запросы ответов не получено».

Получается, что с 1986 по сей день парк находился на балансе мэрии и различных министерств. И все они обязывались содержать его в порядке. Приходили различные коммерческие структуры, обещая провести реконструкцию парка. Но эти обещания остались пустым звуком. Дом Терентьева и в целом состояние разделенного на части парка — это немой укор всей нашей власти и общества.

Авторы: ОФ «Наше Право» Калича Умуралиева,

Булат Сатаркулов

Адиль Турдукулов

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.