В сентябре 2018 года на Иссык-Куле пройдут III Всемирные игры кочевников. Уже известно, что на подготовку и проведение игр планируется потратить 307 млн сомов (более $4,5 млн). Уже известны некоторые подробности о том, на что будут потрачены миллионы. Только на ремонт ипподрома, к слову нового, построенного специально для вторых ВИК в 2016 году, и почти не использовавшегося, потратят 10 млн сомов. Исходя из прошлого опыта, задаешься вопросом: распил бюджета не за горами?
Первые ВИК — уголовное Dело
Намедни прошло рабочее совещание по подготовке к проведению ВИК, где Сапар Исаков заявил: «Перед организаторами игр кочевников стоит важная задача – провести мероприятие на высоком уровне». Как сообщают в аппарате правительства, премьер-министр отметил, что «для этого нужно продумать не только все организационные моменты ВИК, но и учесть все технические вопросы, а также опыт прошлых игр». «У нас для этого есть все необходимое, в частности, база для проведения масштабных мероприятий», — цитирует Исакова его пресс-служба.
Стоит отметить, что опыт прошлых игр, которые власти КР решили проводить каждые два года и исключительно на берегу Иссык-Куля, был не таким уж радужным. Первые ВИК закончились несколькими уголовными делами. Самым громким из них, в котором, кроме прочих, звучало и имя нынешнего премьер-министра, а тогда завотдела международной политики президента, стало дело против директора строительной компании «Темир Канат» Эркинбека Мергенбаева. Его компания была привлечена для реконструкции старого ипподрома, который до игр носил имя Асанбека Кольбаева, отца известного криминального авторитета.
Изначально на проведение первых игр было предусмотрено $3 млн 397,15 тыс. из республиканского бюджета (по курсу доллара на тот момент, это около 147 млн сомов). Из сметы было понятно: чиновники себе ни в чем не отказывали. Только на офисные расходы штаба они планировали списать $89,6 тыс. (4 млн 390 тыс. сомов). На изготовление роликов и презентационного фильма о Кыргызстане потратили $96 тыс. (более 4,7 млн сомов). На создание веб-сайта — $20 тыс. (980 тыс. сомов), а на его продвижение — $110 тыс. (5,4 млн сомов). Солидные расходы предусматривались также на изготовление брошюр, «раскрутку» игр, то есть размещение баннерной рекламы на кыргызских веб-ресурсах, а также билбордов во всех областях страны, изготовление сувениров, на подарки «партнерам, гостям и журналистам» и прочие расходы.
Позже смету пересмотрели и сократили: 120 млн сомов потратили из бюджета, остальное добавили спонсоры.
На реконструкцию старого ипподрома тогда заложили 2,5 млн сомов. После сумму пересмотрели и немного урезали – до 51 тыс. 948 сомов. «В июле 2014 года ко мне обратился директор Национального центра развития национальных видов спорта Алмаз Касенов, — рассказывал тогда генподрядчик Эркинбек Мергенбаев. — Он попросил организовать ремонтно-восстановительные работы на ипподроме в Чолпон-Ате для проведения Всемирных игр кочевников. Директор Госкомспорта Кадырбек Эргешов сообщил, что другие организации отказались из-за отсутствия всех проектно-сметных и разрешительных документов на ведение работ и, что самое главное, — сжатых сроков. Касенов и Эргешов убедили, что у меня не возникнет проблем с законом и госорганами, поскольку в проведении игр заинтересованы лично президент Алмазбек Атамбаев и тогдашний премьер-министр Джоомарт Оторбаев. По предварительной оценке, выделено 52 миллиона сомов для Госкомспорта, который поручил Центру развития национальных видов спорта заключить договор с моей компанией. Я провел экспресс-анализ ситуации и предложил поставить сборные конструкции готовых трибун из России. Меня просили оплатить все проектные работы, рабочие чертежи, что я и сделал».
К сроку, хоть время и поджимало, мергенбаевская фирма уложилась, несмотря на отсутствие проектно-сметной документации. Однако после окончания первых ВИК директор «Темир Канат» оказался за решеткой. «Сапар Исаков мне постоянно говорил, что это личный проект президента Атамбаева Если я справлюсь, «буду на коне». Мы справились, и теперь я уголовно преследуюсь», — сетовал Мергенбаев.
И утверждал, что реконструкция обошлась в 87 млн сомов, а ему заплатили только 72. Уголовное дело на него возбудили по статьям «Присвоение или растрата вверенного имущества» и «Злоупотребление должностным положением» УК КР. В январе 2018 года он приговорен к шести годам лишения свободы с отбыванием в колонии усиленного режима и конфискацией имущества.
Вторые — плати Dань
II Всемирные игры кочевников прошли в сентябре 2016 года и отличились скандалом с вымогательством денег у бизнеса на их проведение. В СМИ тогда опубликовали письмо, в котором руководителей банков и крупных финансовых учреждений «просят помочь» с проведением вторых ВИК. В копиях документов, которые оказались в распоряжении журналистов, говорится, что «в связи с ограниченностью бюджетных средств аппарат президента КР просит Вас оказать содействие для проведения вышеотмеченного события». «Проведение вторых Всемирных игр кочевников планируется в сентябре 2016 года под патронажем президента КР Алмазбека Атамбаева и посещением данного мероприятия главами государств тюркских государств», – письмо с таким содержанием от имени президента Союза банков Кыргызстана Анвара Адраева тогда рассылалось по всем финучреждениям.
Для сбора «добровольной» спонсорской помощи даже открыли специальный счет, который также указывался в рассылке.
Власти, естественно, отрицали, что заставляют бизнес покрывать расходы на их игры. В аппарате президента тогда заявили, что, дескать, банки сами изъявили желание «скинуться» понемногу.
Еще один факт: презентационный ролик тогда создала никому неизвестная компания, которая каким-то непонятным образов выиграла тендер на изготовление 35 промо-роликов. Известный дизайнер Никита Тарасенко тогда обратил внимание общественности на то, что работа этой малоизвестной студии «сделана некачественно и с нарушением авторских прав». «Если она действительно существует, то пока всё похоже на отмывания денег и липовый тендер. Такие сильные студии и люди участвовали в тендере, а победил неизвестный «Мобитек», — подчеркнул тогда дизайнер.
В общем, тогда потратили более $6 млн, то есть вдвое больше, чем на предыдущие ВИК. Бюджет был завышен за счет строительства нового ипподрома в Чолпон-Ате. Того самого, который теперь планируют ремонтировать за 10 млн сомов.
Третьи — Dоколе?
Промо-ролик к третьим играм кочевников уже презентован. Пока не разглашается, сколько потрачено на его изготовление. В целом, власти держат в секрете информацию о том, сколько и на что потратят.
Глава Минфина Адылбек Касымалиев на днях сообщил СМИ, что источники финансирования определены, кроме того будут использованы остаточные средства, заложенные на 2018 год.
По мере подготовки к ВИК смета еще будет уточняться. Не исключено, что вновь предстоит масштабный «распил» бюджета игр.
В обществе мнения по поводу проведения ВИК разделяются, но в большинстве идею не поддерживают. Эти деньги, считают кыргызстанцы, можно использовать более рационально. Имиджевые проекта с таким раздутым бюджетом на их проведение КР пока не по карману.
В 2016 году сразу после проведения игр высказывались различные мнения. Гражданский активист Айжамал Идирис тогда сравнила ВИК со свадьбой в кредит. «По сути Всемирные игры кочевников — это той, это та самая свадьба, проведенная в кредит, взятый в банке, либо в долг, взятый у соседа на несколько, а то и на несколько десятков лет. Давайте будем честны с собой и признаем, что это тот самый праздник живота, тщеславия и хвастовства, после которого наступает нищета, голод и раздача денег, которых уже нет. Это тот самый украшенный драгоценностями чапан, который ты наденешь один раз, чтобы показать, что ты не бедняк, когда на самом деле в твоем доме пустой холодильник и протекает крыша», — написала девушка. И многие ее поддержали.
Авланбек Джумабаев: Прекращайте устраивать игры «во время чумы»
Общественный деятель Авланбек Джумабаев поделился своим мнением об Играх кочевников.
«Игры кочевников в плане пиара страны — пшик! Пусть дадут мониторинг того, сколько раз и с какой периодичностью показывали ведущие мировые СМИ эти Игры после проведенного мероприятия? Какие были сняты познавательные, спортивные фильмы на основе этих мероприятий и транслировались в мировых СМИ?
Соседний Узбекистан тихо крутит 30 секундные ролики во всемирных ТВ. Посмотрите Евроньюс — Индия, Азербайждан, Турция, Узбекистан — они просто и дешево крутят ролики…
А наши что делают? Уже ходят по вузам и записывают волонтеров? Какие они волонтеры, если приходят на место учебы и записывают, где студенты имеют зависимость? Пусть в социальных сетях поработают и найдут людей, готовых действительно поработать бесплатно. Предприниматели? Неужели они готовы вполне самовольно вкладывать деньги на эти Игры? Или как всегда закончится мелким недовольством, но деньги все же будут вынуждены перечислить?
Как всегда будут задействованы все, начиная от айыл окмоту, заканчивая медработниками. На тех играх сокурсник поехал в Ноокатский район, чтобы похоронить молодого сына, скончавшегося от тяжелой болезни, которому государство совсем не помогло. А надо бы… Привезли хоронить, а там весь айыл окмоту уехал в эти игры.
Кого же мы обманываем? В стране столько больных детей, которым государство даже не хочет помогать. Родители вынуждены просить милостыню, чтобы своих детей вылечить… А слабо молодому премьер-министру открыть странички благотворительности форумов и организовать акцию помощи больным детям, которым требуется дорогостоящее лечение за пределами страны?
К сведению наших правителей, соседний Казахстан имеет законодательство, согласно которому, если у себя медучреждения не могут помочь, то такие граждане за счет бюджета проходят лечение за рубежом. У нас этого нет. Зато есть игры «во время чумы». Прекращайте разбазаривать народные деньги, помогите самому народу!» — написал он на своей странице в соцсетях.