Калича Умуралиева: Оставьте город в покое

0
8750

Совместный проект Next TV и газеты ResPublica.

Интервью с Каличой Умуралиевой, директором общественного фонда «Наше право»

Ваш общественный фонд “Наше право” и вы лично всегда находитесь в авангарде интересов столицы и ее жителей. Что вы поняли за это время и как вы сами оцениваете свою деятельность?

— Мы поняли насколько коррумпирована система градостроительства и архитектуры города. Мы поняли насколько в этой сфере сплетаются интересы крупного капитала, и добиться того, чтобы законодательство и надзорные органы работали — очень сложно.

Несмотря на баррикады, которые выстраивают перед нами, у нас есть подвижки. Какие-то дела в судах мы выигрываем, но в основном были проигрыши, и не по существу рассматриваемых дел, а потому что прокуратуру, которая нашла нарушение и подала в суд, признают ненадлежащим истцом. А на самом деле в административном судопроизводстве прокуратура не может быть ненадлежащим истцом, потому что именно на прокуратуру возложена функция надзора за применением законов.

Также суды отказывают в защите прав людей, потому что они пропускают сроки обжалования,  потому что граждане в течении трех месяцев должны обжаловать решение исполнительных органов, которое они считают несправедливым.

— Ваша организация одна из тех, которая использует митинги для того, чтобы доказать свою правоту, когда исчерпываются возможности сделать это через суд либо через запросы. После этого быстрее у вас решаются дела?

— Когда как. Смотря какой вопрос и цена этого вопроса. Например, мы недавно выходили на митинг против того, чтобы в 4-м микрорайоне строили многоэтажный дом на муниципальной территории. Нам пошли после митинга на встречу, и мэр Албек Ибраимов отменил решение градостроительного совета о строительстве этого дома. Сейчас на этом месте будет скверик. Уже Бишкекглавархитектура разрабатывает проект того, что там посадить и что там поставить. После этого хочется только на митинги ходить (смеется). Но это не самый лучший способ, поэтому мы в первую очередь пытаемся выстроить диалог с властями. Потому что одно дело критиковать, а другое дело внести конкретное предложение. В данном случае у нас было предложение о том, что в 4-м микрорайоне не осталось скверов и давайте хоть эти 7 соток сделаем сообща для жителей. У нас получилось это сделать.

— Ответственность за положение дел в столице на мэре города, который не избирается напрямую гражданами. Ваше мнение по этому поводу.

— Конечно, я считаю, что как в нормальных странах, мэр должен избираться жителями этого города. Отзыв мэра тоже должен быть в руках жителей города. Если он наши надежды не оправдывает, то мы должны иметь право его отозвать. У нас было такое. Я помню бегала и голосовала за Бориса Силаева.

— Но вы его сейчас критикуете за его дела в период его нахождения мэром столицы.

— Но будучи кандидатом в мэры он же не был замаран еще. Дело в том, что именно при Силаеве были заложены безответственные постановления о предоставлении парковых зон в аренду бизнес-структурам. Но никто из мэров и после Силаева не был привлечен к ответственности кроме Тюлеева и Усенова.

— На Ису Омуркулова тоже было возбуждено дело.

— Ну и чем оно кончилось? Генеральная прокуратура ретировалась и закрыла глаза на все безобразие относительно парка Победы.

— Мэра мы не избираем, но избираем горкенеш, который должен тоже отвечать за положение дел в городе и контролировать самого градоначальника. Почему так не происходит?

— Когда речь идет о формировании Жогорку Кенеша по партийным спискам я еще могу понять, хотя я считаю, что мажоритарно-пропорциональная система для нас лучше. Но в городской кенеш избирать по партийным спискам это нонсенс. Надо городской совет избирать по мажоритарной системе. Тогда я, житель города, имею шанс выиграть без больших денег и без «крыши». Такое возможно.

— Другим органом, который должен контролировать ведомства от лица общества являлись наблюдательные советы при госорганах. Это инициатива была реализована еще при президенте Отунбаевой. Как вы сейчас оцениваете их деятельность?

— Первое положение о наблюдательных советах писали Николай Кравцов, Рита Карасартова и я. Мы думали тогда, что эти общественные советы будут влиять на органы власти, что они будут аккумулировать идеи, которые есть в обществе и будут лоббировать их. К сожалению, этого не произошло. Я была в первой отборочной комиссии, и я увидела, что многие идут туда лоббировать свои личные интересы в министерствах. Например, в МВД подали заявление о включении в советы от охранных агентств, потому что разрешение на ведение их деятельности выдает именно это министерство. Также туда идут бывшие сотрудники этих министерств и ведомств. То есть там есть прямой конфликт интересов. Вот в наблюдательном совете ГРС сидят бывшие ее сотрудники. Они вышли на пенсию и перекочевали в общественные советы. Они там, естественно, будут отстаивать интересы того ведомства, где они проработали столько лет.

Меня не устраивает закон, принятый об общественных советах. Так из 15 членов комиссии по отбору в наблюдательные советы, 5 человек — это представители правительства и госорганов. А 10 человек НПО, некоторые из которых, как оказалось, аффилированы с правительством. Поэтому нас с вами в эти наблюдательные советы не пропускают по указке сверху. Получается, что мы персоны-нон грата для этих наблюдательных советов.

— Похоже так и есть, потому что я тоже 3 раза подавал в разные наблюдательные советы и ни разу не прошел. Возвращаясь к Бишкекскому кенешу и его решению. Несмотря на мораторий на переименование улиц, хотят ул. Шабдан Баатыра переименовать в «7 апреля». Как вы к этому относитесь?

— Мое отношение отрицательное. Вот Чуйский проспект еще хотят переименовать. Я вот только на своем веку пережила как Чуйский проспект до этого назывался проспект Ленина, до этого 22 партсъезда, в честь выступления Хрущева, а до этого назывался проспектом Сталина, а до этого он еще имел другие названия.

Улица Жибек-Жолу имела первоначально название Ташкентская, затем 50 лет Киргизии. Улица Жибек-Жолу имеет самое правильное название потому, что именно по этому пути проходил Великий шелковый путь на Ташкент.

Самые удачные названия первоначальные, без всякой политической конъюнктуры. Вот бульвар Дзержинского первоначально так и назывался – «Бульварная». Бульвар Молодой гвардии носил название – «Атбашинская». Вопрос возникает, зачем переименовали?

Все сейчас переименовывают улицы на имена батыров, героев, которые жили когда-то. Правильно, называйте, но наш же город расширяется, давайте названия новым улицам.

Почему проспект Мира переименовали в Айтматова? Ничего не имею против Чингиза Торокуловича, но какое красивое название было.

Не считаю, что 7 апреля было таким событием, чтобы переименовывать одну из центральных улиц, тем более существует сквер с таким именем, памятник. «Апрелевцы», что вам еще надо? Вы же все получили от государства. Квартиры, медали, деньги.  Может все-таки оставите в покое наш город? Это же еще дорогостоящее мероприятие. Мискенбаев готов взять на себя все эти расходы? Нет, конечно, опять же все будет за наш счет.

Тем более я могу подсказать, где вы можете называть 7, хоть 8 апреля. Вот есть новостройки. Там улицы появляются все новые и им нужно давать названия. Зачем путать бедных горожан и гостей столицы? Остановитесь!

— Сейчас бурно обсуждается объявленный План детальной планировки столицы (ПДП). Чем этот план для нас жителей столицы важен?

— В законодательстве у нас есть такие понятия как Генеральный план, План детальной планировки (ПДП) и Правила землепользования и застройки (ПЗЗ). Это те основные документы, на основании которых должно вестись строительство в нашем городе. Естественно, градостроители должны видеть, как строить город. Как лучше сделать его пригодным для проживания горожан, при этом учитывать климат, рельеф. Для этого в 2006 году приняли новый Генеральный план, постановлением правительства его закрепили. Сразу же должны были сделать план детальной планировки всего города. Только в 2009 году утвердили ПДП юго-восточной зоны города. Больше ничего не сделали.

Теперь взяли только центральную часть города. Мы увидели только то, что презентовало ГПИ в прошлом году. И мы увидели, что все незаконные строящиеся объекты, против которых мы выступаем, они все там находятся. Мы, конечно, публично выступили против этого ПДП, и думали, что все замечания они изменят. И вот мы дождались новых публичных слушаний. И что мы видим? Мы видим тоже самое. Пытаются узаконить незаконные стройки.

Я вот конкретно задаю вопрос. Что будет с домом, который стоит за кинотеатром Россия? Это охранная зона №1. Сам кинотеатр является памятником истории и культуры. Рядом находится стратегический объект Белый дом. И там строится жилой дом.

— Вы думаете, что все эти воззвания будут иметь эффект с учетом зависимой правоохранительной системой и судами?

— Я считаю, что у нас все-таки должна быть власть. Тем более новый президент тоже в городе живет. Мы будем требовать реакции со стороны президента и правительства.

У нас есть всего несколько памятников 19 века. Один из них Дом Терентьева в парке Кычана Джакыпова. Чтобы его восстановить нужно всего 70 тысяч долларов, но никому до этого дела нет.

Давайте все-таки оставим центральную часть города, это территория ограничена улицами Тоголок Молдо-Фрунзе-Ибраимова-Киевская, такой, какая она есть. Давайте хоть там ничего не будем строить незаконного. И так в центре все застроено. Мы же потеряли только к принятию Генерального плана к 2004 году 36 скверов, которые были заложены в советское время. Например, у здания Госстроя был скверик, а сейчас там стоянка.

Многие скверы уничтожены уже после принятия Генерального плана. Возьмем «Дзержинку». Там стоит памятник З.Кайназаровой. Раньше сзади этого памятника был сквер. Теперь сквер застроили, а вместо этого там стоит псевдо элитный дом. Вот архитекторам, которые это проектировали, не стыдно, что они так относятся к памятникам?

Вот еще в Генеральном плане есть Дубовый парк, который находится в сердце города. И вот почему в парковой зоне возник ресторан «Фрунзе»? Он там незаконно находится. Хватит ли духу у архитекторов города не включить в новый ПДП этот незаконный объект?

Я хочу сейчас обратиться к депутатам городского кенеша, которые будут утверждать это ПДП – давайте по каждому участку проводить обсуждение, чтобы завтра жители вас не проклинали!

Беседовал Адиль Турдукулов.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.