Кадровые перестановки действующего президента, а в ответ митинги от бывшего — звенья одной цепи? Похоже, у кого-то нервы сдают.
Чьих будешь?
Сразу несколько кадровых перестановок произвел нынешний президент КР Сооронбай Жээнбеков. Пока назвать эти назначения ключевыми можно с натяжкой. В частности, сменился руководитель аппарата президента: вместо Фарида Ниязова назначен Мухаммедкалый Абылгазиев. Ниязов был советником и рукаппа при Атамбаеве, его называют человеком из ближайшего окружения экс-президента.
Кроме того, назначены новый председатель Антикоррупционной службы, им стал Сагынбек Исмаилов, и секретарь Совета безопасности — Дамир Сагынбаев, которым дана установка начать борьбу с коррупцией.
Всех троих называют «людьми Жээнбекова», в разное время он работал с ними. Абылгазиев был его замом, в бытность Жээнбекова премьер-министром, Сагынбаев тогда же возглавлял отдел обороны и безопасности аппарата правительства, а Исмаилов — экс-зампред ГСИН.
По некоторым данным, вскоре ожидается смена генпрокурора и главы МВД. Если это произойдет, то можно говорить о полном отходе Жээнбекова от так называемого курса Атамбаева. Известно, что милицию сейчас возглавляет бывший телохранитель экс-главы государства Улан Исраилов, а главный надзорный орган — сотрудница аппарата президента Индира Джолдубаева. Оба назначения в свое время вызвали шквал критики.
На волоске также судьбы председателя ГКНБ Абдиля Сегизбаева. Ему сошел с рук явный провал с делом, которое в обществе нарекли «Белизгейт». Напомним, в декабре 2016 года глава спецслужб передал президенту якобы подлинные документы о причастности тогдашних депутатов парламента Омурбека Текебаева, Аиды Саляновой и Алмамбета Шыкмаматова к попытке продать 50% акций ЗАО «Альфа Телеком», которые принадлежали компании, аффилированной с семьей беглого президента Курманбека Бакиева. Больше года Сегизбаев не может доказать, что представленные тогда главе государства и растиражированные в СМИ материалы являются подлинниками. Бывший президент грозился уволить главу ГКНБ, если сведения не подтвердятся. Они не подтвердились. Сможет ли Сооронбай Жээнбеков исполнить обещание своего предшественника? И можно ли ждать полной зачистки атамбаевских кадров?
Весна — кетсинизм
Видимо этого опасаются в окружении экс-президента. Иначе как объяснить нападки на брата нынешнего главы государства и угрозы провести многотысячный митинг 7 апреля?!
Члены общественного объединения «Айкол Ала-Тоо» требуют, чтобы депутат парламента и член фракции СДПК Асылбек Жээнбеков сдал мандат, дескать обещал, что в случае избрания брата президентом, готов сложить полномочия. Требование это прозвучало в годовщину аксыйских событий, 17 марта, возле здания АО «Форум», где располагается штаб СДПК. Там состоялся митинг-реквием. Но вместо того, чтобы чтить память погибших во время событий в селе Боспиек, участники акции, а это, в основном, пострадавшие в апрельских событиях, обрушились с критикой в адрес действующего президента и его многочисленной родни. Известно, что клан Жээнбековых довольно большой. «Герои апреля» заявили, что не допустят в КР семейно-кланового правления.
Стоит отметить, что «айколевцы», в прошлом обласканные властью, взяли за привычку диктовать «верхам», как правильно страной управлять. В бытность Атамбаева главой государства, они напрямую вмешивались в кадровые вопросы, в деятельность надзорных органов и судебной системы. Устраивая митинги, тем самым устрашая власть, «герои» трясли своими медалями и требовали отставок. И ведь добивались! Существовал миф, что все объединения родственников убитых и пострадавших 7 апреля 2010 года курирует советник Атамбаева Фарид Ниязов. Якобы, по его команде они мобилизуются и выходят на акции протеста. Сам Ниязов, естественно, это отрицает. Чьими устами теперь глаголят «герои»?
Еще один занимательный факт: на митинг, организованный «Айкол Ала-Тоо» сгоняли студентов из государственных вузов. В соцсетях опубликовали приказ, подписанный замминистра образования КР Кудайберди Кожобековым, где он велит ректорам учебных заведений направить по 70 человек для участия в акции. В ведомстве подтвердили, что документ подлинный. Пресс-секретарь МОиН сообщила, что ОО «Айкол Ала-Тоо» обратилось к ним с предложением об участии студентов в мероприятии, посвященном событиям в Аксы. «Учитывая значимость аксыйских событий в истории Кыргызстана, министерство поддержало предложение об участии студентов», — сказала она.
Полагали ли в Минобразования, что митинг выльется в очередной кетсинизм, или намеренно отправили студентов для массовки?
Для пуганных
Еще более масштабный митинг грозятся устроить 7 апреля, в честь восьмилетия известных событий. Окружение Атамбаева обещает вывести на площадь 10-тысячную толпу. Какие лозунги прозвучат, примерно известно. И кто примет участие — тоже. Все те же «герои апреля». Ради этого даже переименовали часть улицы Шабдан Баатыра (бывшей Алматинской), теперь она называется «7 апреля».
К тому же, на 31 марта уже назначен съезд СДПК. Он тоже, похоже, заставил определенные круги занервничать. Не все, мягко говоря, желают возвращения Алмазбека Атамбаева на политический олимп. А именно это прочат эксперты. По их прогнозам, на съезде бывший президент намерен вернуться на пост председателя партии, а после — избраться в парламент.
По этому поводу намедни СДПК срочно собрал внеочередное заседание фракции ЖК, куда пригласили не только депутатов, но и нынешнего члена политсовета партии Фарида Ниязова. Журналистов на эту «собирушку» не пустили. Что обсуждали эсдеки за закрытыми дверями?
По официальной версии, поводом для внеочередного заседания стал предстоящий съезд партии, который пройдет 31 марта. Это подтвердил и лидер фракции Иса Омуркулов. «Секретов нет, просто решили собраться перед праздником», — так он ответил журналистам, на вопрос о том, почему фракция заседает за закрытыми дверями.
Кому выгодна отставка правительства?
По другой версии, обсуждался вопрос о дальнейшей судьбе нынешнего состава правительства. На кабмин в последнее время обрушился шквал критики. Надо отметить, небезосновательной. Правительство «технократов» под руководством Сапара Исакова, креатуры Атамбаева, провалило несколько значимых проектов, в числе которых долгожданный «Умный город» (правопреемник «Безопасного города»). И его отставка — лишь вопрос времени. В апреле депутатам предстоит выслушать отчет правительства. Традиционно это мероприятие может стать судьбоносным для Исакова и его кабинета министров.
После внесенных изменений в Конституцию в декабре 2016 года, полномочия премьер-министра значительно расширены. Эксперты тогда прогнозировали, что «Атамбаев перекраивает Основной закон под себя», дабы после выборов занять пост премьер министра.
Однако гражданский активист Адиль Турдукулов считает, что увольнение Сапара Исакова нежелательно для Атамбаева «Экс-президент, думаю, не заинтересован в этом, он напротив хочет, чтобы Исакова оставили на посту премьер-министра. И, полагаю, во многом его злость и тревога, попытка собрать многочисленные митинги, связаны с рейтингом главы правительства, который в последнее время сильно упал. И это напрямую бьет по самому Атамбаеву, поскольку Исаков — его кадр. Он понимает, что отставка Сапара Исакова — это прямой и серьезный удар по его, Атамбаева, репутации», — отмечает Турдукулов.
Политолог Бакыт Бакетаев отрицает, что в правящей партии раскол. По его словам, наблюдается обычный процесс и будут еще увольнения. «Обыватели хотят зрелищ, потому и спешат «поссорить» Атамбаева и Жээнбекова. Но на самом деле ничего такого нет. Кадровые перестановки — это естественный процесс. Их не нужно расценивать как некий раскол в отношениях. Естественно, президент будет работать с теми, кто его понимает с полуслова. Жээнбеков сейчас идет на незначительные перестановки кадров, но они непринципиальные. Кровопролитной войны не будет потому, что все они из одной партии», — считает Бакетаев.
Он уверен, что на предстоящем съезде СДПК Атамбаева утвердят председателем партии. «Алмазбек Атамбаев в новой ипостаси снова войдет в наш политический майдан и будет выражать свое мнение по различным поводам», — говорит Бакыт Бакетаев.
Конфликт налицо
Турдукулов отчасти не согласен с политологом. «Насколько конфликт реальный? Ответить на этот вопрос можно, оттолкнувшись от исторических событий, которые происходили в нашей стране. Взять хотя бы противостояние между Акаевым и Куловым. В свое время также все отрицали, что между ними существует конфликт. Но в итоге его посадили. Позже тоже, если помните, говорили, что тандем Бакиев-Кулов нерушимый, стойкий, хотя конфронтация была уже налицо, и все вылилось в Объединенный фронт (в 2007 году оппозиционное движение, возглавляемое в том числе Куловым — прим. ResPublica). Думаю, и в этот раз слухи о конфликте между Атамбаевым и Жээнбековым возникли не на пустом месте. Не все из того, что сейчас муссируется правда, но в совокупности мнений субъективных и объективных, можно составить реальную картину», — считает Турдукулов.
По его мнению, прямого противостояния Атамбаев vs Жээнбеков нет, и открытой конфронтации стороны не допустят. «Не склонен думать, что что-то кому-то звонил, будучи в пьяном угаре, и угрожал. Но то, что между командами существует конфликт, очевидно», — резюмирует активист.
Сценарий предсказуемый. Еще накануне выборов президента, когда в СДПК (читай Атамбаев) решили выдвинуть Сооронбая Жээнбекова, большинство политологов прочили, что раскол между ними неизбежен, дескать соглашательская позиция вскоре надоест преемнику. Но никто не предполагал, что разногласия возникнут так скоро — не прошло и полгода…
Махинур Ниязова.