Власти Казахстана перешли к жестким мерам в борьбе против контрабанды на кыргызско-казахской границе. Намедни в соседнем государстве прошла масштабная спецоперация и сразу в трех приграничных областях — Алматинской, Жамбылской, Южно-Казахстанской и в Алматы. В ходе оперативно-розыскных мероприятий задержаны десятки причастных к преступлениям на таможне, в том числе депутат парламента Кыргызстана. Власти РК, похоже, всерьез взялись навести порядок на таможне, где не первый год миллионы долларов утекают в карманы проворовавшихся чиновников.
Старые-новые схемы
На минувшей неделе в Казахстане арестовали депутата Жогорку Кенеша Дамирбека Асылбек уулу. Кыргызского парламентария задержали в рамках масштабной спецоперации по пресечению контрабанды. Ему уже предъявлено обвинение по двум статьям Уголовного кодекса Казахстана — 234 (перемещение в крупном размере через таможенную границу Евразийского экономического союза товаров или иных предметов лицом, уполномоченным на выполнение государственных функций) и 264 (участие в транснациональной организованной группе или транснациональной преступной организации). Вместе с ним задержали еще двоих кыргызстанцев — Чынгыза Абакирова и Уланбека Мурадилова, а также более 30 должностных лиц таможенных органов Казахстана, сотрудников Пограничной службы, брокеров, посредников и членов ОПГ. Суд заключил всех под стражу на время следствия.
По данным следствия, контрабанда товаров народного потребления шла через девять таможенных и пограничных постов: «Алтынколь», «Хоргос» и «Калжат» на казахско-китайском участке госграницы: «Кордай», «Карасу» на казахско-кыргызском участке, а также «Сарыагаш», «Казыгур», «Атамекен» и «Капланбек» на казахско-узбекском участке.
«Контрабанда шла из Китая напрямую, а также через Кыргызстан с применением теневых схем таможенного администрирования и поддельных документов. Подозреваемым содействовали отдельные должностные лица таможенных органов и пограничной службы, обеспечивающие таможенное оформление по заниженным ставкам и сопровождению груза. Товары направлялись в крупные города Казахстана и России. На казахско-узбекском участке госграницы таможенники получали взятки за ускоренное прохождение товаров через пункты таможенных пропусков. Причастные к контрабанде лица предпринимали попытки заручиться покровительством со стороны специальных и правоохранительных органов путем передачи крупных денежных вознаграждений», — сообщила СМИ официальный представитель Генпрокуратуры Казахстана Оксана Лоскутова.
О «серых» схемах и миллионах долларов, утекающих мимо государственной казны в карманы проворовавшихся чиновников, ResPublica писала не раз. По словам экспертов, на таможне существуют две устойчивые коррупционные схемы, и с вступлением КР в Евразийский экономический союз этот нелегальный поток товаров не прекратился. Первая схема основана на тарифах: товары, на которые действует ставка в $1,5 за килограмм, растомаживаются по другой сетке, к примеру, по 20 центов. Разница составляет до $20 тыс. за одну фуру. А таких фур за сутки из Китая в КР ввозится несколько десятков.
В 2016 году журналисты проводили расследование и выяснили, что ежемесячно из КНР заезжает около 2,5 тыс. грузовых машин. Половина из них проходит в «серую». Получается, что прямой ущерб государству составляет 2 млрд сомов в месяц или 24 млрд в год.
Еще одна схема – транзит. Товар из Китая по территории Кыргызстана провозится якобы транзитом, на что тарифы значительно ниже. Однако пока фура доедет, к примеру, с КПП «Торугарт», что на границе с КНР, до КПП «Ак-Жол» (Казахстан), ее успевают разгрузить.
Как отмечала ранее директор Института общественного анализы Рита Карасартова, такая схема действует не только в КР, но и в соседних странах. «Но поскольку Кыргызстан – это крайняя страна, граничащая с Китаем, то тут происходит чек-аут. И эта цепочка коррупционных схем согласована с властями стран-членов ЕАЭС», – считает гражданский активист.
Сагинтаев vs Исаков
Эксперты сходятся во мнении, что властям КР не хватает воли искоренить коррупцию на таможне. Кыргызским властям не раз намекали на «неэффективное таможенное администрирование», но тщетно. В СМИ много писалось, даже поименно назывались чиновники, которые контролируют контрабанду. Отдельные руководители ГТС в свое время сколотили целые состояния на этих схемах. Экс-президент Алмазбек Атамбаев будто и не замечал того, что творится на таможне. Нынешний Сооронбай Жээнбеков обещает дать бой коррупции, в том числе в ГТС, но пока дальше слов дело не идет.
Увеличивающийся поток контрабандного товара стал причиной разногласий между властями двух государств в недавнем прошлом. Накануне выборов президента в Кыргызстане в 2017 году, напомним, казахстанские власти усилили контроль на границе и перестали впускать грузы из КР. В октябре премьер-министр Казахстана Бакытжан Сагинтаев на заседании Евразийского межправительственного совета в Армении озвучил, что ЕАЭС несет колоссальные потери от контрабанды — $1,8 млрд в год. И Кыргызстан способствует этому, занижая данные об объемах импорта из Китая на рынки союза. «По данным статистики внешней торговли Китая, экспорт из КНР в Кыргызстан за 2015 год составил $4,3 млрд. А по данным статистики Кыргызстана, импорт составил $1 млрд. Отклонение составляет $3,3 млрд. Расхождение в 2016 году составило $4,1 млрд», — сказал тогда Сагинтаев.
Однако премьер-министр Кыргызстана Сапар Исаков категорически не признавал фактов контрабанды и коррупции на границе, и на упреки соседа отреагировал ответными упреками. «Можно ли назвать сельхозпродукцию, молочные товары контрабандой? Убытки терпят предприниматели Кыргызстана и Казахстана, а также третьих стран. Предпринимаемые меры идут в разрез нормам международного права», — так отреагировал на слова казахстанского премьера Исаков.
По его данным, расхождения в подсчетах по импорту и эксперту товаров в КНР и КР объясняются различиями в методе учета, и составляет она не более 9%.
В ноябре 2017 года два премьера все же сели за стол переговоров и подписали Дорожную карту. Спустя еще два месяца глава кабмина КР Исаков все же был вынужден признать, что масштабы контрабанды превышают все мыслимые пределы. Когда в декабре сменилось руководство Государственной таможенной службы КР, Азамат Сулайманов и Райымбек Матраимов (известный также как Раим-миллион) были сняты с должностей, а ГТС возглавил Кубанычбек Кулматов, объемы собираемых платежей резко выросли, только на ошской таможне стали собирать налогов в 10 раз больше. «Последние полтора месяца мы усиленно работали над улучшением системы администрирования таможенных платежей, эта работа уже дает свои результаты. Так, в январе 2018 года собрано таможенных платежей на сумму более 2,8 млрд сомов, что на 907,3 млн сомов больше запланированного», — докладывал Кулматов в феврале Исакову.
Но, похоже, и этих мер оказалось недостаточно. Тогда Казахстан перешел к более жестким мерам — арестам кыргызстанцев.
Что известно об арестованных гражданах КР?
Все трое арестованных кыргызстанцев пересекли границу с Казахстаном накануне задержания. Дамирбек Асылбек уулу и Уланбек Мурадилов вылетели авиарейсом «Бишкек — Алматы» 15 февраля, Чынгыз Абакиров перешел через КПП «Ак-Жол» 16-го.
Что еще известно о них? Уланбеку Мурадилову 39 лет. Он работал в ЗАО «Альфа Телеком» (MegaCom): возглавлял ошский филиал компании. Он уроженец Нарынской области, где он является учредителем Нарынского муниципального ресурсного центра. На него зарегистрировано несколько компаний, большинство которых находятся на малой родине Мурадилова. Однако эти ОсОО и ЧП почти не платят налогов, и о роде их деятельности ничего не известно.
Чынгыз Абакиров также родом из Нарына. Ему 33 года. Он также в 2012-2013 годах работал в ЗАО «Альфа Телеком». На него зарегистрировано несколько ОсОО, они почти не платят налогов.
Дамирбеку Асылбек уулу 37 лет. Имеет два высших образования: окончил Джалал-Абадский коммерческий институт по специальности «Бухчет» и Дипакадемию — «Дипломат в сфере экономики». Он член фракции «Кыргызстан», а также первый вице-президент Федерации борьбы КР и вице-президент Азиатского совета по спортивной борьбе (AAWC). Долгое время проработал в сотовых компаниях — ОсОО Sky mobile и ОсОО «БиМоКом». После апрельских событий 2010 года по пять лет был координатором по защите интересов компании и связям с госорганами ЗАО «Альфа Телеком». В 2015 году избран депутатом шестого созыва ЖК, заместитель председателя комитета по конституционному законодательству, государственному устройству, судебно-правовым вопросам и регламенту ЖК.
Известно также, что Дамирбек Асылбек уулу часто менял политические взгляды и предпочтения. Он несколько раз переходил из одной партии в другую. В 2009 году был депутатом от «Ак-Жол», в 2010-м баллотировался от партии «Республика», в шестой созыв пришел от «Кыргызстана».
МИД Кыргызстана и Жогорку Кенеш оперативно отреагировали на арест депутата. Лидер фракции «Кыргызстан» Алмазбек Баатырбеков на внеочередном заседании заявил, что Дамирбек Асылбек уулу отпросился у него и отбыл в Казахстан для подготовки к соревнованиям по борьбе. Депутат возглавляет федерацию борьбы КР. «Он был активным депутатом, который всегда поднимал вопросы регионов и много чего сделал. Есть предварительная информация, что он не имеет отношения к представленным обвинениям», — сказал Баатырбеков.
Есть у арестованного депутата определенные спортивные достижения. Интересный факт: в 2001 году Дамирбек Асылбек уулу участвовал в соревнованиях под флагом Казахстана и выиграл «серебро». Но выступал он под другим именем — Динарбек Асылбек уулу.
Совсем недавно парламентарий также оказался в центре небольшого скандала. Группа политиков и бизнесменов из КР встречалась с известным узбекским бизнесменом Салимом Абдувалиевым (Салим-бойвачча). Его называют одним из влиятельнейших людей в РУз. В СМИ также пишут о его причастности к ОПГ. Фотографии и видео с той встречи были опубликованы в соцсетях, что вызвало шквал критики в адрес депутата. На фото также засветились известный алкомагнат КР Шаршенбек Абдыкеримов, экс-депутат ЖК Нургазы Айдаров и член фракции «Кыргызстан» Салайдин Айдаров. С какой целью политики КР встречались с узбекским бизнесменом, осталось загадкой.
Задержанный в Казахстане депутат Жогорку Кенеша Дамирбек Асылбек уулу имел двойное гражданство – Казахстана и Кыргызстана. В МИД КР уже поступила нота от казахских коллег.
ЦИК уже прокомментировал ситуацию: если информацию официально подтвердится, то Дамирбека Асылбек уулу досрочно лишат мандата.
К тому же, выяснилось, что депутат, возможно, неоднократно менял паспорт. И он не 1981, а 1979 года рождения. Ранее он был известен как Динарбек Супатаев.
Кыргызские депутаты просят выдать их коллегу властям КР под гарантии ЖК. Официальная переписка между ведомствами двух стран в связи с задержаниями граждан КР продолжается.
Махинур НИЯЗОВА.