Запоздалое заседание Совета безопасности 8 февраля 2018 года, которое по указанию президента С. Жээнбекова должно было состояться еще в декабре прошлого года, началось с его разгромного выступления по вопросу борьбы с коррупцией в правоохранительных и судебных органах. Он констатировал безрадостную картину в этой сфере, где главные борцы с коррупцией в стране – Генеральная прокуратура, АКС ГКНБ, ГСБЭП и МВД – сами оказались замешаны в ней, как говорится «по уши». Президент привел безрадостные факты абсолютной несостоятельности всех четырех ведомств, которые только изображали видимость борьбы с этим злом, на самом деле являясь генераторами всех коррупционных проявлений в обществе. Иначе, если бы большинство сотрудников этих органов не были коррумпированы, откуда у них дворцы, элитные квартиры, дорогие лимузины, огромные суммы иностранной валюты при их зарплате в 300-500 долларов, которых при наших ценах едва хватает средней семье для скромного проживания в течение месяца. Коррупционная токсичность правоохранителей и судейского корпуса распространяется на все общество, отравляя отношения между людьми, когда закон перестает решать кто прав, а кто виноват, поскольку взятка или другой коррупционный инструмент позволяет вырулить вопрос в свою пользу даже преступнику.
Первый звонок о неблагополучии в этой сфере прозвучал в 2017 году, когда «Траспэренси интернэшнл» по итогам 2016 года оставил Индекс восприятия коррупции в Кыргызстане без изменений (28 баллов), что ухудшило наше положение сразу на 12 пунктов и Кыргызстан откатился со 124 места на 136 место, оказавшись в группе самых коррумпированных стран мира. Но и это не отрезвило мальчиков и девочек атамбаевской команды, которые пели дифирамбы друг другу, воспевая вслед за своим шефом мифические достижения в борьбе с коррупцией, в упор не замечая свой провал в борьбе с коррупцией, несмотря на ее катастрофические для страны последствия. Особенно это проявилось при подведении итогов реализации Национальной стратегии устойчивого развития 2013-2017 годы, когда Кыргызстан вместо намечавшегося в НСУР попадания в 50-ку наименее коррумпированных стран мира, оказался в конце списка в одном ряду с Суданом, Сомали и др. самыми коррумпированными государствами.
Это произошло, во многом благодаря бездумной кадровой политике прежнего главы государства А. Атамбаева, который по необъяснимым с точки зрения логики причинам, воспылал любовью к юнцам из НПО, крутившимся в свое время вокруг М. Бакиева и О. Малеваной, и стал назначать их на важнейшие государственные должности, в том числе и секретарями Совета безопасности. С этого момента началось разрушение системы власти и управления страны, блокировка работы многих государственных институтов, а также такого важнейшего конституционного органа, как Совет безопасности. Он фактически перестал работать, и за три последних года было по данным СМИ всего два или три заседания. Хотя в других государствах СНГ мы то и дело видим, как оперативно тамошние Советы безопасности реагируют на все случаи угроз национальной безопасности, которых за последнее время появляется все больше и больше. К ним же прибавились некомпетентные охранники бывшего президента, которых он посадил в кресла министров и замов в важнейшие министерства и ведомства, окончательно добив систему государственного управления. А его водитель до сих пор продолжает рулить в республике. Как при таком катастрофическом положении в управлении государством не расцвести махровым цветом коррупции, в которой, как отметил президент Жээнбеков на заседании Совета безопасности, самое активное участие принимают люди из органов, призванных бороться с этим злом. А руководят всеми этими органами именно ставленники А. Атамбаева – Генеральной прокуратурой И. Джолдубаева, МВД – У. Исраилов, ГКНБ – А. Сегизбаев, ГСБЭП – З. Осмонов. В народе упорно ходят слухи о том, что один из замов главного чекиста страны непосредственно курирует таможню, где, как известно из многочисленных публикаций в СМИ, коррупция при «Раиме миллионе» достигла небывалых масштабов. Общеизвестно, что за последние годы благодаря своим связям с представителями власти и управления поднял голову криминал, бандиты через год-два выходят из тюрем при сроках отсидки в 15-20 лет, в отдельных случаях его представители проникли в систему госуправления. А один даже умудрился после революции 2010 года выскочить из тюрьмы, несмотря на пожизненный приговор за многочисленные убийства, благодаря высокому покровительству. Одним словом Кыргызстан превратился чуть ли не в криминальное государство.
Естественно, при таком раскладе президент С. Жээнбеков вынужден, несмотря на свои предвыборные обещания А. Атамбаеву, отмежеваться от этих деятелей атамбаевского клана, доведших страну «до ручки», и фактически объявил им войну. Потому что, если он не сделает этого, то он возьмет на себя ответственность за развал государства, которое допустил бывший президент А. Атамбаев со своей командой. Первой ласточкой плачевного состояния страны в целом и экономики, в частности, стала авария на бишкекской ТЭЦ. Откровенно говоря, С.Ш. Жээнбеков никогда и не был членом атамбаевской команды, хотя он и вынужден был опять же под давлением бывшего президента, постоянно повторять, что у него есть команда, подразумевая под этим атамбаевских ставленников. Его формально сделал членом своей команды в конце своего правления А. Атамбаев, который после уроков от президента России В. Путина о том, как остаться при власти вроде бы уйдя из нее, нашел Жээнбекова наиболее подходящей фигурой для этих целей. Она нужна была А. Атамбаеву для исполнения роли пешки при реализации своих далеко идущих планов по сохранению своей власти и после ухода с должности президента Кыргызстана. То есть один к одному повторение путинского сценария во главе с формальным президентом Д. Медведевым и командой назначенцев В. Путина, никого из которых Д. Медведев, будучи главой государства, так и не посмел тронуть с места. Так же и у нас по плану А. Атамбаева – во главе государства простой рубаха-парень из глубинки, кругом во всех властных структурах свои ребята, пройдет шесть лет и можно возвращаться, а может и раньше, чем черт не шутит.
Но удастся ли фокус В. Путина в Кыргызстане — это один большой вопрос. Кыргызстан это не Россия с ее необъятными просторами, когда жителям восточнее Урала и Дальнего Востока до барабана, кто там и сколько лет сидит в Кремле. У нас все обо всех все знают, кыргызы не российский народ, и завтра, если про экс-президента А. Атамбаева и его клан вылезут нелицеприятные факты, то жители самых отдаленных сел через несколько часов будут в Бишкеке и призовут к ответу бывшего руководителя страны. И ему не поможет заступничество друга Володи, а тем более «друга Соке», потому что таков менталитет кыргызского народа. Он уже дважды продемонстрировал это, и не дай Бог, А. Атамбаев со своим неуемным желанием и дальше руководить страной или прикрыть свои грехи перед народом, попытается как В. Путин повторно залезть на трон, то народ не допустит этого. И хорошо, если все обойдется для А.Атамбаева и его клана только лишь политическими издержками, а не бегством из страны или чем-нибудь похуже.
Похоже, в настоящее время мы имеем дело с фактором отложенной революции, поскольку останься А. Атамбаев у власти еще год, то третья кыргызская революция не заставила бы себя долго ждать. Поэтому вновь избранный президент Сооронбай Жээнбеков, почувствовав сколь критическая ситуация складывается в республике и желая предупредить опасные властные поползновения своего бывшего патрона А. Атамбаева, которые могут толкнуть страну к очередной революции в очень сложный период, решил объявить войну его ставленникам во власти и разрушить сотворенную экс-президентом полукриминальную коррупционную систему управления. В конце концов он прав — государство это не игрушка, чтобы давать его детям поиграть. Лучше уж революция сверху решил С. Жээнбеков, чем кровавый бунт народа, которым могут воспользоваться различные деструктивные силы из-за рубежа и внутри страны. В этом суть его выступления на Совете безопасности. Время покажет, хватит ли у него воли и сил оградить страну от очередной смуты.
Владислав Носков.