В свете событий вокруг Бишкекской ТЭЦ, все подзабыли о скандале с проектом «Умный город» и о том, как хитроумные чиновники в очередной раз пытаются обвести граждан вокруг пальца, провернув очередную аферу года? Между тем, уже в конце января, как ранее обещали в правительстве, должны были начать устанавливать видеокамеры. Уже февраль, а воз и ныне там.
В одном из прошлых номеров газеты ResPublica мы писали о том, что правительство Кыргызстана подписало инвестиционное соглашение с Huawei на реализацию проекта «Умный город» (правоприемник «Безопасного города»). Напомним, что крупный проект китайской компании отдали без тендера. Его стоимость оценена в $60 млн.
Соинвесторами стали две компании — Beijing China Veterans Lingxin Capital Management и ОсОО «Ака минералз энд майнинг» (переименованной недавно в «АКА инвест»). Об этих двух компаниях почти ничего неизвестно.
Со слов кыргызских чиновников, Beijing China Veterans Lingxin Capital Management — китайский государственный инвестиционный фонд. И изначально особых вопрос по поводу этого участника не возникало. В кабмине утверждают, что фонд управляет $5 млрд и инвестирует в разные сферы. Однако при детальном изучении выяснилось, что данных в открытом доступе об этом организации нет. Даже Google не знает о фонде ничего. Все сообщения касаются датируются последними парой месяцев с реализацией проекта «Умный город» в Кыргызстане. Между тем, он основной инвестор — вкладывает $51 млн. Странно, что о такой крупной организации (если верить правительству КР) нет информации в интернете.
Но больше вопросов все же возникает к третьему участнику проекта — «АКА инвест». Частично об этой компании мы рассказывала в первой части «ХитроУмного города». Чиновники из кыргызского правительства как могут обеляют сомнительную компанию, утверждая, что ее привлекла китайская сторона. Дескать, если бы не эта фирма, то Кыргызстану пришлось бы вкладывать свои $9 млн, коих сейчас в бюджете нет.
Учредителем «АКА инвест», по данным Минюста, является немецкая компания АКА Petroleum, которая в свою очередь входит в группу компаний AKA Group. Сайт последней не работает, поэтому получить информацию о деятельности компании не удалось. Известно, что АКА Petroleum занимается добычей нефти (о чем свидетельствует и название компании), а также инвестициями в этой сфере. Об IT-технологиях и коммуникациях нет ни слова.
Кыргызский филиал компании, как мы уже писали ранее, что совсем недавно она прошла перерегистрацию в Минюсте КР и теперь называется «АКА инвест», до того была «АКА минералз энед мйнинг». Вид деятельности тоже поменяли — с «добычи прочих природных минералов и горных пород» на «прочую деятельность в области информационных технологий и вычислительной техники». Офис компании находится по адресу: Жибек Жолу, 120. Его руководителем и учредителем все также числится Курбанов Касым Муратович. Журналистам удалось связаться с ним, и он подтвердил, что их компания является «дочкой» АКА Petroleum. Ее стопроцентным учредтелем является AKA Immobilien. Ее владельцами числятся Абдукадыр Хабибула (Abdukadyr Khabibula) — гражданин Казахстана, Аибула Нурмямят (Aibibula Nuermaimaiti) и Аибула Паливанмухамят (Aibibula Paliwanmuhaimaiti) — гражданки Китая. Все этнические уйгуры. Сейчас все трое проживают в Дубае.
В правительстве абсолютно не переживают, на каких условиях «АКА» вступила в проект. Доверять или нет сомнительно компании — вопрос, похоже, уже решенный. «Для нас интересны $60 млн, а не кто это, и как профинансирует. Мы здесь видим нашего основного контр-партнера — Huawei, который заходит со своими инвесторами», — завил советник премьер-министра и по совместительству глава агентства по продвижению инвестиций Эсенгул Момункулов.
Между тем, в правительстве до сих пор держат в секрете инвестиционное соглашение. Кабмин присвоил документу гриф «для служебного пользования» и не разглашает его подробности. Никаких заявлений в аппарате правительства не делают и по поводу начала реализации проекта. Журналистам удалось получить лишь короткий комментарий председателя Госрегистрационной службы Дастана Догоева, да и тот не смог назвать точную дату установки камер по проекту.
«Мы ожидаем, что скоро компания доставит камеры для последующей их установки. Сроки пока не можем назвать. Со стороны подрядчика была высказана информация о том, что технику доставят в конце января, но пока работа не началась», — сказал глава ГРС.
Не знает, когда начнется реализация первого пилотного этапа «Умного города», и премьер-министр Сапар Исаков. По его словам, сроки сдвинулись из-за празднования в Китае Нового года. До сих пор не готова проектно-сметная документация. Их, сказал глава кабмина, подготовят после установки первых камер. Только после этого специалисты смогут точно посчитать, сколько нужно денег, чтобы оснастить нужным оборудованием каждый перекресток. Тогда же правительство начнет выплаты по соглашению, они будут складываться из штрафов.
В целом, «Умный город» отошел на второй план. Складывается ощущение, что намеренно затягивается время, чтобы страсти вокруг сомнительных компаний поутихли, и тогда заинтересованные чиновники смогут протащить свои аффилированные фирмы.
Махинур Ниязова.