Взять под контроль соцсети

0
8242

Социал-демократы озаботились свободой слова в соцсетях. Не нравится депутатам фракции СДПК (партии власти), что каждый пользователь интернета имеет доступ к альтернативной информации. Надо ограничить — решили они. И занялись законотворчеством в сфере контроля социальных сетей.

Ввести ограничения на информацию, которая распространяется в соцсетях, на заседании парламента предложил член СДПК Улан Примов. Он считает, что в соцсетях публикуется много непроверенных, недостоверных сведений и даже клевета. И, по его мнению, срочно нужен закон, который бы контролировал соцсети в Кыргызстане.

Стоит отметить, что контролировать соцсети не удается даже таким сверхдержавам, как Россия и США. Определенные попытки предпринимают и американские спецслужбы, и российские. Но пока безуспешно.

Минюст заверил депутата Примова, что предпримет меры. По словам замминистра Равшана Абдуллаева, правительство работает над этим вопросом. Сейчас законопроект проходит процедуру согласования и в скором времени будет вынесен на общественное обсуждение.

Это не первая попытка социал-демократов установить контроль над пользователями социальных сетей. Известно, что спецслужбы КР и без того шерстят соцсети, но выискивают не экстремистов и вербовщиков, а тех, кто критикует первых лиц. Высказывать свое мнение про теперь уже экс-президента Алмазбека Атамбаева с недавних пор стало себе дороже. Некоторых граждан после публикаций в соцсетях, а иногда даже за «лайки» (отметки «нравится») под комментариями других пользователей, вызывали на допросы в ГКНБ. Подобные случаи известны на Иссык-Куле, в Джалал-Абаде и Оше. Поэт Темирлан Ормуков чуть не сел в тюрьму за стихи об Атамбаеве. А журналистов Нарына Айыпа и Дины Масловой, а также правозащитницы Чолпон Джакуповой обязали выплатить экс-президенту миллионные иски.

Еще в 2016 году вопросом контроля соцсетей озаботилась депутатка СДПК Ирина Карамушкина. Она направила запрос в ГКНБ КР, чтобы те выявляли и принимали меры к тем, кто в соцсетях нелестно отзывались об Атамбаеве. Спецслужбы тогда выявили 45 пользователей «Фейсбук», «которые периодически размещают негативные публикации в отношении главы государства» (цитата из официального ответа на запрос депутата ЖК КР из ГКНБ — прим. ResPublica). С некоторыми из них также проводились «беседы», а 11 человек вынесли предупреждения. Комментарии в соцсетях депутат расценила, как посягательства на… нацбезопасность!

Молодой эсдек Дастан Бекешев пошел еще дальше, решив перещеголять свою коллегу. Он инициирует законопроект, поскольку считает, что суды выносят слишком «малые суммы» по искам о защите чести и достоинства высокопоставленных чиновников и известных политиков. Социал-демократ предлагает прописать в законе минимальную сумму для компенсации морального вреда, от которого должен отталкиваться суд при вынесении решения — не ниже 200 расчетных показателей, т.е. от 20 тысяч сомов и до бесконечности. «На сегодняшний день, суды по своему усмотрению определяют размер возмещения морального вреда. Судебная практика сложилась таким образом, что потерпевшей стороне присуждаются малые суммы (от 1000 сом до 10000 сомов)», — считает Бекешев.

Депутат, очевидно, забыл (или намеренно игнорирует) тот факт, что совсем недавно суды удовлетворили многомиллионные иски, поданные его сопартийцем, а ныне президентом КР Сооронбаем Жээнбековым к информагентству «24.kg» и журналисту Кабаю Карабекову. Они теперь должны выплатить 10 млн сомов. А до того, бывший президент Атамбаев отсудил 40 млн сомов у Нарына Айыпа, Дины Масловой, Чолпон Джакуповой и двух юристов из «Ата Мекена» Канатбека Азиза и Таалайкуль Токтакуновой.

Юристы уже назвали Бекешевские поправки в Гражданский кодекс КР нецелесообразными и необоснованными, и призвали депутатский корпус не поддерживать их. Директор Института Медиа Полиси Бегаим Усенова считает, что необходимо устанавливать не минимальный порог, а максимально допустимые суммы, с учетом требований разумности и справедливости, поскольку последние суды необоснованно удовлетворяли многомиллионные иски против СМИ и гражданских активистов. «Суды должны выносить решение по таким делам с учетом заработной платы, наличия нетрудоспособных членов семьи на попечении, несовершеннолетних детей. В расчет могут быть взяли прожиточный минимум или средняя зарплата по стране», — отметила она.

«Автор законопроекта указывает, что «судебная практика сложилась таким образом, что потерпевшей стороне присуждаются малые суммы (от 1 тыс. до 10 тыс.сомов), что не позволяет в полной мере защищать гражданину свои нематериальные блага». Однако наш опыт показывает, что имеет тенденцию к росту совершенно иная практика. В частности, в отношении общественного фонда «ПроМедиа» (сайт zanoza.kg) и его учредителей взыскано 27 млн сомов, с информационного агентства «24.kg» и журналиста Кабая Карабекова — по 5 млн сомов, с публициста Урана Ботобекова — 1 млн 800 тыс. сомов, с журналиста Дайырбека Орунбекова — 2 млн сомов. Эти иски были удовлетворены без соблюдения судами принципов разумности и справедливости в соответствии с постановлением Пленума Верховного суда КР», — подчеркнула Бегаим Усенова.

«Инициатива депутата Бекешева вступает в противоречие с постановлением Пленума Верховного суда КР, сила которого закреплена статьей 96 Конституции КР, — отметила также юрист Чолпон Джакупова. — Это хаос и бардак. Складывается впечатление, что это запланированная диверсия против государства. Это расшатывание государственной системы. Считаю, что законопроект Бекешева вредоносный, его надо отозвать», — заявила правозащитник.

Дастан Бекешев, естественно, не считает свою инициативу ограничивающей свободу слова. «Компенсация морального вреда может возникнуть не только при защите чести и достоинства, но и при совершении преступления. Кто-то вас пнул, вы можете потребовать компенсировать вам моральный вред; сбила машина, вы вправе требовать компенсации; посадили вас незаконно, и тут у вас есть такое право и многое другое», — приводит аргументы в защиту своего законопроекта нардеп.

Однако на деле мы видим совсем иную картину. Юристы правовой клиники «Адилет» сделали анализ и выяснили, что даже по делам об убийствах суды присуждают в качестве компенсации морального вреда родственникам погибшего намного меньшие суммы, чем по искам о защите чести и достоинства. Известны случаи, когда с признанных виновными в убийстве граждан в пользу потерпевших в качестве возмещения морального вреда взыскивали 50-100 тыс. сомов. За смерть при исполнении семьям сотрудников милиции и спецслужб, к примеру, присуждают чуть больше миллиона, но тоже не 40 млн сомов, как отсудил себе за якобы поруганные честь и достоинство бывший президент Атамбаев.

Сам Бекешев тоже занялся сутяжничеством. Он подавал в суд на поэта Ормукова, а недавно выиграл дело против активиста Мавляна Аскарбекова. Денежных компенсаций депутат, правда, не получил. То ли еще будет с вступлением его поправок в силу.

Махинур Ниязова.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.