Вечером 19 декабря в здание телерадиокомпании «НТС» пришли судебные исполнители. Они предъявили руководству ТРК решение межрайонного суда Бишкека об аресте всего движимого и недвижимого имущества компании. Сделано это в обеспечение иска некой Grexton Capital Ltd., которая подала иск к ОсОО «Транс Медиа» и «Аянт». Казалось бы, при чем тут «НТС»?
Как «ВОССТ» в «НТС» превращали
Судьба у телеканала «НТС» весьма непростая. Как, впрочем, у многих СМИ Кыргызстана. Особенно ТВ-каналов, переживших два госпереворота. Они переходили из рук в руки, чаще отбирались незаконно у прежних владельцев и отдавались в благодарность за лояльность следующим. Не исключение и «НТС».
Известно, что сейчас фактическим владельцем «НТС» является депутат Омурбек Бабанов, до недавнего времени возглавлявший парламентскую фракцию «Республика — Ата Журт» и претендовавший на президентское кресло. На прошедших выборах его называли основным оппонентом кандидата от власти Сооронбая Жээнбекова, который в итоге и занял пост главы государства.
Сразу после выборов на Бабанова возбудили уголовное дело за «разжигание межнациональной розни». Поводом стало его выступление в микрорайоне «Он-Адыр» в Оше, где он призвал местное население, которое, в основном, состоит из представителей нацменьшинства, не бояться давления со стороны милиции и представителей власти. Сейчас Бабанов находится за пределами Кыргызстана, он покинул страну и пока неизвестно, намерен ли вернуться.
Однако руководство «НТС» считает, что арест их имущества не связан с деятельностью и уголовным делом Бабанова, а «идет попытка закрыть рот». Но, стоит отметить, что особой оппозиционностью телеканал не отличается. В отличие от того же ТРК «Сентябрь», закрытия которого накануне президентских выборов добились власти.
Сам Бабанов на странице в соцсетях также назвал действия судоисполнителей рейдерским захватом. «Случилось невообразимое! — пишет политик. — Телеканал НТС захватывают рейдерским путем, запрещая вещание и используя суд. Неужели мы докатились до того, что в Кыргызстане теперь защищают и представляют интересы Максима Бакиева? Неужели юридические документы — это просто клочок бумаги, справедливость — ничто, а главная цель — закрыть или отобрать независимый, частный телеканал?»
Как «НТС» стал принадлежать Бабанову, сам политик, однако, не рассказывает. Известно, что телеканал образован на базе ТРК «ВОССТ», которым еще при Акаеве владел известный бизнесмен Валерий Хон. Предприниматель заявлял, что его нефтяную базу и телеканал отобрали рейдерским путем люди Бабанова при поддержке президентской семьи. После мартовских событий 2005 года телеканал был переоформлен на других лиц. В окружении Бабанова утверждали, что «НТС» прибрала к рукам семья Бакиевых. А после апрельских событий 2010 года вновь вернулся к Бабанову, который, как известно, был в хороших отношениях с главой «временщиков» Розой Отунбаевой.
Оппозиционностью, как уже указывалось выше, телеканал никогда не «страдал». Все шесть лет правления Атамбаева «НТС» был лоялен к нему, лишь накануне выборов, буквально за пару недель до дня голосования, когда конфронтация оппонентов за главный пост в стране достигла апогея, в эфир стали выходить сюжеты, критикующие власть. Однако спеси хватило ненадолго, уже после оглашения окончательных итогов выборов, а также появления информации о возбуждении уголовного дела на Бабанова, телеканал вернулся к прежней риторике, лишь сменив в своих хвалебных сюжетах фамилию Атамбаева на Жээнбекова.
Было ваше, стало наше
Выступая на пресс-конференции гендиректор «НТС» Жайнак Усен уулу рассказал, что вечером 19 декабря в здание ТРК пришли судебные исполнители с определением суда, где указаны претензии некой компании, о которой он впервые слышал. «В определении были претензии к некому ОсОО, которое зарегистрировано по нашему адресу, а «НТС» проходил по иску в качестве третьего лица. В результате суд принял решение наложить арест на все наше имущество, в том числе на здание, сооружения, движимое имущество, и даже указали весь радиочастотный спектр. Вникая в детали этого определения, здесь явно подчеркивается прямое давление на свободу слова, поскольку «НТС» является передовым и ведущим телерадиоканалом в Кыргызстане, что показали недавние исследования», — говорил руководитель этого СМИ.
Как пояснил юрист «НТС» Амантур Алымбеков, компания Grexton Capital Ltd. подала иск на физлицо Коха Георга, а также юрлица — ОсОО «Транс Медиа» и «Аянт». «Они проходят по делу ответчиками. В этом же определении суда третьими лицами указаны ТРК «НТС», Аламединский госрегистр и Минюст. В резолютивной части указывается, что «до рассмотрения дела и рассмотрения решения суда наложить арест и запрет ответчикам распоряжаться движимым имуществом, телекоммуникационным и любым оборудованием, по передаче данных и телерадиовещания, включая передачу цифровых и радиочастотных данных». То есть суд принял решение наложить арест на имущество ответчиков, но «НТС» не проходит ответчиком, а является третьим лицом по иску. Однако несмотря на это в определении налагается арест на все имущество ТРК. Можно сделать вывод, что запрещают работать телекомпании», — отметил юрист.
Он подчеркнул, что юридически ТРК «НТС» не связана с ответчиками — с «Аянт» и «Транс Медиа».
По словам гендиректора телеканала, представители НТС в этом судебном разбирательстве не участвовали, и их даже не уведомили о принятом решении. «Ни от «Грекстон», ни от «Аянт» мы не получали никаких заявлений или исков о том, что имеются какие-либо претензии к нашей организации», — сказал Жайнак Усен уулу.
Гражданский активист Мирсулжан Намазалиев также считает, что действия судоисполнителей и тех, кто стоит за ними, направлены на подавление свободы слова. «Мы стали свидетелями судебного и милицейского беспредела, когда меньше чем за полдня принят иск, рассмотрен, вынесено решение и судебные исполнители опечатали здание, сотрудников не выпускать. Ни в одной стране не решаются так быстро вопросы, особенно, если они касаются многомиллионных исков, тем более, с уже юридически несуществующими компаниями. Компания Grexton Capital Ltd. находится в оффшорной зоне и связана с Максимом Бакиевым. С каких пор в борьбе со свободой слова и расправой над политическими оппонентами стали использовать сына экс-президента?» — задается вопросом Намазалиев.
Чьих будешь?
О связи Grexton Capital Ltd. с сыном беглого президента КР Курманбека Бакиева заговорили после того, как в СМИ опубликовали доверенность выданную на имя адвоката Елены Дзимидович. Она выступала в суде (куда, как утверждает руководство «НТС» представителей их канала не позвали) уполномоченным представителем Костырина, а также явилась в редакцию ТРК вместе с судебными исполнителями для описи и ареста имущества компании.
Эта доверенность подписана близким другом Максима Бакиева Сергеем Костыриным. В документе он указан, как гражданин Беларуси. Ранее, напомним, он был владельцем ЗАО «25 кадр», которое являлось учредителем ЗАО «Пятый канал» и ТРК «Пирамида» до их национализации в 2010 году. Примечательно, что доверенность на имя Дзимидович подписана 24 ноября 2017 года — в день инаугурации пятого президента КР Сооронбая Жээнбекова.
Кроме того, Сергей Костырин был членом совета директоров банка «Манас» (до апреля 2010 года). На сайте Госслужбы по борьбе с экономическими преступлениями (бывший Финпол КР) Костырин числится в розыске.
Не доставайся же ты никому
Эксперты сходятся во мнении, что с приходом нового президента власть приступила к усилению влияния в медиапространстве. Продолжаются начатые экс-главой КР Атамбаевым попытки сконцентрировать все СМИ в одних руках. Тому свидетельство смена руководства двух крупнейших государственных СМИ — ЗАО «Пятый канал» и ТРК «Пирамида», заморозка сайта газеты «Вечерний Бишкек», а также многомиллионные иски к «Заноза».
Медиаэксперт Азамат Тынаев не считает, что эти случаи как-то связаны, но отмечает, что есть общее — попытка увеличить число подконтрольных СМИ и расширить информационный ресурс власти.
Юрист Института Медиа Полиси Акмат Алагушев считает, что утверждать сейчас, что это политическое решение, рано. «Надо дождаться решения городского суда. Сейчас приняты меры по обеспечению иска. Но, стоит отметить, что определение суда слишком жесткое, можно было обойтись и иными мерами. Складывается впечатление, что бьют по рукам. На моей практике не было случая, чтобы вот так арестовывали имущество СМИ», — отметил юрист.
Белый дом пока никак не отреагировал на происходящее с «НТС», в парламенте вчера якобы дала сбой система и депутаты досрочно завершили заседание. Глава государства и аппарат президента хранят молчание.
Вопрос о необходимости национализировать «НТС» уже ставился. В 2012 году лидер «Ата Мекена» Омурбек Текебаев обвинил Бабанова в том, что он присвоил телеканал, «оформив на неких двух дам и проведя через сомнительные судебные заседания». Главный социалист требовал включить телеканал в список имущества, подлежащего национализации. Текебаев требовал, чтобы ГКНБ проверил наличие рейдерства в имущественных «превращениях» канала, и, если найдутся доказательства рейдерства, «наследие сына экс-президента Максима Бакиева» — компанию признают собственностью государства. Но вопрос тогда был спущен на тормозах.
Что происходит с национализированными предприятиями кыргызстанцы уже знают — ничего хорошего. С «НТС», видимо, решили поступить иначе — спустя 5 лет отдать в частные, но подконтрольные руки, а заодно «наказать» Бабанова, который посмел перечить власти, лишив его, в первую очередь, информресурса. Что будет с остальными объектами, принадлежащими «республиканцу», в частности банк «Кыргызстан» и торговый центр Asia Mall, вопрос пока открытый. Не исключено, что и их постигнет участь «НТС».