Первый чиновник с сохраненным мандатом депутата появился в Кыргызстане. Им стал Аскарбек Шадиев, член фракции «Бир Бол» — его кандидатуру накануне утвердили в ЖК на должность первого вице-премьер-министра.
Он будет курировать в правительстве вопросы в сфере топливно-энергетического комплекса. Чиновник может совмещать должность замруководителя кабмина и одновременно голосовать на заседаниях ЖК. В случае отставки он сможет вернуться в кресло депутата. Это теперь не противоречит Основному закону КР: с 1 декабря в силу вступили поправки в Конституцию КР, принятые на референдуме 11 декабря 2016 года.
Из биографии Шадиева известно, что он родился 31 января 1969 года в селе Голбо Лейлекского района Баткенской области, имеет два высших образования по специальностям бухгалтер и юрист. Трудовую деятельность начал в 1993 году, работая главным бухгалтером в частных компаниях. В 2000 году впервые избран депутатом Законодательного собрания ЖК. При Акаеве был губернатором Баткенской области, позже — членом бакиевской партии «Ак-Жол».
Не успел Шадиев вступить в должность первого вице-премьера, как тут же возникли вопросы по исполнению новой нормы Основного закона КР. В частности, коллег интересовало, сколько зарплат будет получать депутат-чиновник, «как назначение скажется на кворуме» и «сможет он голосовать или будет подписывать доверенность».
В правительстве заверили, что зарплату Шадиев будет получать по месту основной работы — в кабмине. Плюс квартальные выплаты, а также доплату за классный чин и стаж трудовой деятельности на госслужбе. Вопрос о голосование на заседаниях, кворуме и доверенности остался открытым.
С 1 декабря сохранить мандат также может депутат в случае избрания премьер-министром. И он сможет голосовать на заседаниях ЖК.
Также вступили в силу изменения в статье 70 Конституции КР: теперь «решение о выходе фракций из коалиции парламентского большинства принимается фракцией не менее чем двумя третями от общего числа депутатов фракции». При этом решение фракции оформляется ее постановлением и подписывается каждым членом фракции, проголосовавшим за выход.
А согласно статье 75, утрата коалицией фракций статуса парламентского большинства влечет за собой необходимость подтверждения полномочий торага Жогорку Кенеша большинством голосов от общего числа депутатов парламента. Соответствующие поправки также вступили в силу намедни.
Кроме того, расширяются полномочия главы правительства. Он сможет просить президента наложить вето на закон о бюджете. Нынешняя редакция Конституции это запрещает.
Обновилась и статья 87 Основного закона, согласно ей, если в течение 5 дней президент не освобождает чиновника от занимаемой должности, это может сделать премьер-министр, проконсультировавшись с лидерами фракций парламентского большинства. А с новым составом ЖК обновляется и кабинет министров.
Референдум по изменению Конституции прошел 11 декабря 2016 года по инициативе бывшего президента Алмазбека Атамбаева. В нем приняли участие 42% избирателей, за изменение конституции проголосовали 79,6% из них.
Всего поправки затронули около 30 статей. Изменения коснулись всех четырех ветвей власти. Часть поправок вступила в силу в январе 2017 года. В частности, исключена норма, согласно которой республика обязана исполнять решения международных органов по правам человека и возмещать нанесенный вред. Кроме того, был внесен пункт, исключающий однополые браки, и статья, которая предусматривает возможность лишения гражданства республики в определенных случаях.
Отменен также срок давности по тяжким преступлениям, связанным с экоцидом, геноцидом, а также злоупотреблениями при разработке крупнейшего в республике золоторудного месторождения Кумтор.
Крупным блоком стали изменения, касающиеся судебной системы страны. В частности, судей теперь можно привлечь к ответственности по предложению дисциплинарной комиссии при Совете судей. Уволенный за нарушение судья лишается всех льгот и не может больше занимать должности на госслужбе. Предусматривается расширение полномочий генпрокуратуры, в частности список госорганов, которые надзорное ведомство сможет контролировать на предмет соблюдения законности.
Эксперты и гражданские активисты выступали против поправок, утверждая, что нарушится баланс между ветвями власти. К тому же, они напоминали, что перед референдумом в 2010 году была принята норма, запрещающая переписывать Основной закон до 2020 года.
Юристы также отмечали, что инициирование внесения поправок в Основной закон страны прошло с нарушениями всех действующих норм Конституции, регламента и нормативно-правовых актов.
Соб. инф.