Бывший муфтий КР Чубак Жалилов признался, что взял вторую жену, но не раз-велся с первой. Он призвал всех мужчин следовать его примеру, чтобы женщины не уезжали на заработки за границу.
Видео с признанием экс-главы ДУМК, а ныне члена Совета улемов, опубликовано накануне в интернете. «Я не развелся с первой женой, она расстроена, но у нее есть право обижаться и ревновать, и женился на 30-летней вдове с ребенком, которая жила в Турции. Я этого не скрываю.
Как положено, по традиции, с родителями и родственниками просили руки второй жены и совершили все обряды», — говорит Жалилов.
Он призывает женщин «разрешить мужьям взять вторую жену». «Я часто говорю, что нельзя пускать наших женщин за границу на заработки. Лучше пусть мужчины, у которых есть возможность кормить еще одну семью, женятся и обеспечивают их. Мы сами должны о них позаботиться. Я не хотел брать вторую жену. Но решил стать примером для других», — говорит экс-муфтий.
Стоит отметить, что в Уголовном кодексе КР предусмотрена ответственность за многоженство. Статья 153 УК КР гласит: «Двоеженство или многоженство, то есть сожительство с двумя или несколькими женщинами с ведением общего хозяйства, — наказывается лишением свободы на срок до двух лет».
Однако за годы независимости еще ни одного двоеженца не удалось привлечь к отвественности по этой статье. Юристы ссылаются на то, что эта статья не работает, поскольку нет пострадавшей стороны. Ни вторые, ни первые жены не обращаются в милицию с заявлением на своих мужей. А без оного правоохранители бессильны.
Глава правозащитного центра «Кылым Шамы» Азиза Абдирасулова придерживается другого мнения. По ее словам, по закону, «прокурор и следователь вправе по собственной инициативе возбудить производство по делу о преступлениях частно-публичного обвинения в случаях, если деяние затрагивает интересы государства и общества». Правозащитница намерена обратиться в прокуратуру с требованием привлечь священнослужителя к уголовной ответственности. И видеозапись с признанием Жалилова, по ее словам, может служить доказательством его вины. Она считает, что надзорный орган должен дать правовую оценку озвученным фактам и принять меры. «Только если закон будет работать одинаково для всех, и каждый будет уважать его, мы сможем построить правовое государство», — считает Абдирасулова.
Другого мнения придерживается экс-депутат Феликс Кулов. По его мнению, «статья об уголовной ответсвенности за многоженство — мертворожденная, сохранившаяся из советского периода». «С юридической стороны — это (поступок Жалилова — прим. ResPublica) преступление, за которое должно последовать уголовное наказание. Некоторые полагают, что такая мера будет несправедлива. К сожалению, не всегда понятия «законность» и «справедливость» совпадают. Поэтому здесь мнение однозначное: закон — есть закон. Но речь о другом. Этот богослов своим заявлением, озвученный сразу же после вступления в должность нового президента, за которого он активно призывал голосовать, поставил того в крайне затруднительное и двусмысленное положение. Дан повод подвергнуть на прочность конституционный принцип о светскости нашего государства. И здесь уже не может быть места человеческим симпатиям или антипатиям», — политик.
«На мой взгляд, было бы правильней отрегулировать данный вопрос не в уголовном кодексе, а в семейном, с полным описанием условий и юридических прав второй жены, в том числе, на часть собственности любвеобильного супруга. Это лучше, чем просто посадить. Сажать бессмысленно и ничего это не даст», — считает Феликс Кулов.
Блогер Данияр Айтман тоже считает, что Генпрокуратура должна привлечь к от-ветственность Жалилова. По его мнению, «многоженство — это лишь пробный шар на пути к шариату». «Сначала многоженство, потом обязательное ношение па-ранджи, потом сожжение женщин за измену (о чем Жалилов уже говорил), потом в Кыргызстане появится исламское государство во главе с «духовным лидером». Не случайно, что Жалилов сделал свой демарш именно сейчас. Это демонстра-ция силы и амбиций исламистов перед лицом слабой государственной власти. Чубак Жалилов помог Жээнбекову избраться президентом и чувствует сейчас се-бя победителем», — написал он на своей странице в соцсетях.
Есть и те, кто выступает в защиту бывшего главы ДУМК. Одна из его сторонниц журналист Назира Бегим даже обратилась к президенту, чтобы Сооронбай Жээнбеков разрешил многоженство в КР. Она считает, что так можно решить многие проблемы общества, в том числе «моральную деградацию и проституцию», а так-же сохранить институт семьи. «Не вижу здесь никакого преступления. Почему нельзя состоятельному мужчине завести несколько семьей? Токол — это наша традиция, от них рождались кыргызские баатыры. Мы только так можем спасти кыргызских женщин от унижения», — пишет девушка. Она не скрывает, что сама готова стать второй женой.
С ней не согласна глава исламской женской организации «Мутакалим» Жамал Фронтбек кызы. По ее мнению, в случае с Жалиловым «закон должен показать си-лу». Она назвала поступок экс-муфтия КР «неправильнымо». «Как член Совета аалымов КР он должен следовать законам страны, Конституции КР. Конечно, в религии это прописано, но как религиозный лидер, я думаю, он должен быть че-ловеком, который одинаково чтит и светские, и религиозные законы, я так думаю», — цитирует ее СМИ.
Стоит отметить, что ранее вопрос о полигамных браках в ЖК поднимал экс-депутат Турсунбай Бакир уулу, у которого также не одна жена. В 2010 году, сразу после апрельских событий, активисты также обращались с заявлением в мили-цию с требованием привлечь к ответственности за многоженство экс-президента Курманбека Бакиева. Однако тогда правоохранители не отреагировали.
Соб. инф.