Атамбаевщина судебной реформы

0
8505

Почти каждый гражданин страны хоть один раз в жизни соприкасался с судебной системой страны и не секрет, что в их памяти остался только негатив и неприязненные отношения к кыргызскому правосудию.

Конечно, все можно «списать» на отсутствие резерва судейских кадров. Потому что судейские кадры не готовились и судейский корпус с момента приобретения Кыргызстаном независимости, пополнялся за счет отставных сотрудников прокуратуры и следователей МВД, порой уволенных за совершение уголовно-наказуемых деяний. Короче, судьями часто становились те, кто свои следственные и надзорные функции исполняли, как в песне поется: «Загружаем, разгружаем и за это получаем. Нам работать западло, западло…».

Я это к тому, что вопрос что можно ожидать от судей, которые до судейства, были уволены в отставку или отправлены «на вольные хлеба» без права на восстановление и, главное, без привлечения к уголовной ответственности, что через год давало им возможность оправдаться в суде и стать «жертвами» обстоятельств и завистников.

Невозможно скрыть факт, что справедливому правосудию в КР пришёл конец. Этому способствовало и то, что к власти в Кыргызстане, вместе с Атамбаевым, пришли представители криминала. Как писали не раз СМИ, в ближайшем окружении уходящего президента есть киллеры до 7 апреля 2010 года, отбывавшие пожизненные сроки.

О том, что необходимо реформирование судебной власти, говорят давно. Разговоры идут ещё со времен Акаева, который первым озвучил теоретическую «догму» о том, что нужно дать народу уверенность в судебной защите и уверенность в завтрашнем дне.

Об этом говорили и Акаев, и Бакиев, и президент-переходка Отунбаева, а теперь говорил и Атамбаев. Так, в Государственной резиденции «Ала-Арча» в доме приемов «Эне-Сай» 5 июня сего года, глава государства выступил на XII заседании Совета по Судебной реформе при президенте КР, созданной в 2012 году и сразу же ставшей ещё одной коррупционной схемой.

В своем выступлении Алмазбек Атамбаев сделал акцент на том, что впервые с 2012 года члены Совета по судебной реформе собрались не для обсуждения законопроектов, а для подведения итогов очень важного, ключевого этапа в очень сложном процессе реформирования судебной системы Кыргызстана.

Этим, вроде бы всё было сказано. Мол, извините, о реформе судебной системы говорить ещё рано. Закончен, мол, только один этап. Назовите его ключевым, основным, но все равно, всего один этап реформирования судебной власти КР.

Атамбаев сказал: «В Кыргызстане созданы правовые основы и осуществлен запуск процесса формирования нашей собственной национальной системы правосудия, основанной на принципах справедливости и верховенства закона».

Как видим из сказанного президентом до окончания судебной реформы – «Как до луны пешком». Правда, с каждым высказанным словом, президента нас начинало «кидать из стороны в сторону» и он нес какой-то бред, скажем обычную свою речь.

«Кыргызстанцы на своей «шкуре» чувствуют, что судебную систему атамбаевская власть похерила», — сказал адвокат Акин Токталиев. И с этим высказыванием известного адвоката, трудно не согласиться.

Ответственность судей — особый вопрос. Помните, как журналистка Раушан Рыкунова назвала пофамильно всех представителей правосудия различных инстанций, причастных к получению многомиллионных долларовых взяток? И что? В итоге, ей выпадает нелёгкая судьба. Государство, в лице все тех же взяточников, сделало все, чтобы упрятать ее за решетку на длительный срок.

И как тут не вспомнить одну из телевизионных программ, в которой потомственный коммунист Исхак Масалиев заявил правозащитнице Азизе Абдирасуловой, что мораторий на смертную казнь в Кыргызской Республике необходимо отменить. При этом он, видимо, имел ввиду, что цена жизни, совершивших тяжкие преступления, 7-9 граммов свинца…

На его выводы Азиза аргументировано заметила, что однажды отечественная Фемида приговорила одного кыргызстанца к высшей мере наказания за убийство собственной жены. Но через два года загулявшая супруга вернулась жива-здорова и с удивлением узнала, что её муж отбывает пожизненный срок за её убийство.

Ни один судья не получил даже устного замечания, не говоря уже о каком-то дисциплинарном, хотя бы, наказании. Тогда, как мы помним, Исхак Масалиев, как истинный приверженец идей Ленина и Сталина, ответил: «Каждый может ошибаться»… Даже сами коммунисты, удивились, что Исхак Масалиев, их лидер, не нашёл ничего глупее, чем ляпнуть такое.

Известная правозащитница Токтаим Уметалиева считает, что перед проведением полномасштабного реформирования судебной власти и, естественно, судейского корпуса, необходимо привести в совершенство все законодательство. По её мнению, «благодаря судебной власти, Кыргызстан занимает одно из первых мест в мире по уровню коррупции». Поэтому, о коррупции в отечественном судопроизводстве помолчим. Все всё знают.

Сейчас не 30-е годы прошлого столетия. И делать из представителей правосудия невинный орган совершения ошибок, влияющих на судьбы и жизни граждан, непозволительно. Нельзя забывать, что позиция коммунистов «Каждый может ошибаться», по поводу вершителей человеческих судеб, сыграла свою роковую роль в ликвидации представителей самой прогрессивной части интеллигенции, среди которых был и отец Чынгыза Айтматова Турекул.

Как можно говорить о честности судей, когда они процесс по участникам апрельских событий превратили в фарс. И вынесли приговоры, одобренные Белым домом, приняв к сведению не материалы дела и реальные экспертные заключения, а заключения, которые «задним числом» им предоставило обвинение.

Да, самым слабым звеном, в определённой цепи, оказались спецназовцы, которые не стреляли из своего оружия, но были осуждены на длительные сроки заключения. Суды не приняли даже к сведению факты, что согласно судебно-медицинским заключениям, многие граждане погибли «от ударов тупым предметом по голове», а также от ранений картечью и от выстрелов в упор из мелкокалиберного оружия по всей территории северных областей КР.

«За последние шесть лет в стране произошел невиданный рост произвола и беспредела. Беззаконие на всех уровнях государственной власти достигло апогея. Нагло растаптывается конституционное законодательство, грубо нарушаются законные права и свободы человека. И все эти негативные явления в обществе чаше всего «узакониваются» руками судей», — считает адвокат Акин Токталиев.

И ни для кого не секрет, что каких-либо улучшений в работе судей по сей день не наблюдается. Наоборот, стало больше незаконных решений и приговоров. Нет никакой уверенности, что в суде можно выиграть по уголовным делам, возбужденным Генеральной прокуратурой. Поэтому у граждан нет никакого доверия к судебным органам. Нет доверия и правоохранительным и следственным органам. И это аксиома.

Частичную смену судей и «сдирание» с них мзды за аттестации, власти считают проведением судебной реформы. Судьи, которые, по большому счету покупают «судейские молотки и мантии», естественно, боятся выносить законные решения, когда «верхи» просят вынести «нужный приговор». Они (судьи) изначально становятся заложниками «торговцев» судейскими должностями.

Кто не смог купить должность, уходят в адвокаты. Кто-то из бывших судей становятся неплохими защитниками, а кто-то становится посредником между прокурором, судьёй и подсудимым (обвинителем).

Когда говорят о финансах, потраченных на реформирование судебной системы КР, никто не говорит о том, что поставленные камеры видео наблюдений доступны только судьям, которые на своё усмотрение могут отредактировать, сократить или, просто, подкорректировать записи. Ни один адвокат не может ими воспользоваться…

Да, кто соприкасался с работой судебной системы КР до и после вооруженного государственного переворота 2010 года, не дадут мне соврать, раньше абсолютное большинство решений принимались в рамках закона, следовательно, ответчики или истцы имели возможность подать апелляционные жалобы в вышестоящую судебную инстанцию.

Сейчас секретарши звонят на сотовый телефон и молчат, если им надо сделать так, чтобы одна из сторон не явилась на судебный процесс. И факт звонка, они преподносят как сообщение о дате проведения судебного процесса. При этом, никто уже почти не оповещает одну из сторон, надлежащим образом, что требует законодательство КР.

А сказать, что среди новоизбранных судей много безграмотных человеческих особей с дипломом юриста, окончивших кубаевские юридические курсы, значит ничего не сказать. Судьи, когда одна из сторон совершает документальные подлоги не замечают нарушений законодательства или не знают о существовании нормы закона, требующей вынести судом частное определение о возбуждении уголовного дела по факту документального подлога. Это нынешние судьи считают «мелочью», не стоящего внимания их «чести».

Уходящий президент по горло влез и впряг в свои «расправы над инакомыслящими политиками» и судебную власть, и Генпрокуратуру, и ГКНБ, и МВД. Надежда только на вновь избранного президента Сооронбая Жээнбекова, который, как надеется народ, не станет «маленьким бычком», которого будет водить Алмазбек Атамбаев и его окружение. Против атамбаевщины, уверен, народ его поддержит…

Но вернемся к судебной, прости меня Господи, реформе по-атамбаевски. Уходящий глава государства хвастается тем, что с апреля 2017 года начали обучение первые слушатели Высшей школы правосудия при Верховном суде КР. Слушатели, успешно прошедшие обучение и получившие сертификат будут претендовать на замещение высокой должности судьи. Кстати, деньги у них есть, ибо они (слушатели) в основном являются детьми весьма состоятельных чиновников и депутатов.

И кроме того, что судьям увеличили зарплаты в пять раз, ничего путного и не сделано. А наоборот, судебная власть КР, по большому счету, похоронена и строительством за счет бюджета современных зданий судов, судебную власть КР не реанимируешь. А планирование строительства жилого дома для судей, так сказать, «припарка для мертвого».

А что касается утверждения Атамбаева о том, что наши судьи стали более грамотными и в своей работе руководствуются только законными интересами граждан и законодательством КР, воспринимайте, как анекдот…

Ырысбек Омурзаков.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.