Контрабанда и коррупция на таможне, или Почему ЕАЭС – не панацея

0
9064

Ситуация на кыргызско-казахстанской границе обнажила давно назревающую проблему контрабанды и коррупции в системе ГТС КР. Выступая на заседании Евразийского межправительственного совета премьер-министр РК Бакытжан Сагинтаев озвучил цифры, которые так тщательно скрывают власти Кыргызстана.

Кто считать не умеет?

Как было озвучено на заседании комиссии, сумма потерь ЕАЭС за три года по таможенным пошлинам и НДС составила $2 млрд 687,7 млн.

«По данным Евразийской экономической комиссии, импорт стран ЕАЭС в 2016 году составил $201 млрд. При этом наибольший удельный вес приходится на Китай – 22,7%. Аналогичная ситуация и за 7 месяцев этого года», – сказал Сагинтаев.

По его данным, по всем странам ЕАЭС, кроме Кыргызстана, за последние два года наблюдается снижение импорта, при этом, в большей степени в Казахстане – в два раза, в РФ – на четверть. Соответственно, снизились и поступления от таможенных пошлин в бюджеты соседних стран. Больше всех потерял Казахстан – 18,2%. Однако, если сопоставить данные по ввозу товаров из КНР в КР, то цифры, представленные властями Китая по внешней торговли и Кыргызстана по импорту, значительно разнятся. Поднебесная дает $5,6 млрд – на эту сумму, по их данным, в 2016 году ввезено товаров из КНР в КР. Кыргызские же власти предоставляют совсем иные цифры –$1,5 млрд. Куда делась разница в $4,1 млрд? Такая же картина и в 2017-м, за неполный год, по данным Китая, экспорт в КР составил $2,6 млрд, а по данным КР, импорт – $900 млн.

Власти Казахстана не скрывают, что расхождения с данными по их стране с подсчетами КНР тоже не сходятся. Но разница там составляет не более 9%. Когда как в Кыргызстане доля расхождения составляет более 30%.

Такую разницу в кабмине КР объяснили различиями в методе учета импорта и экспорта товаров в КНР и нашей стране.

Больше всего, по статистике, из Китая в Кыргызстан ввозится одежды и обуви. Премьер-министр Казахстана отметил «неадекватный ввоз товаров народного потребления (одежды и обуви) на душу населения». К примеру, в Кыргызстан ввозится одежды в 65 раз больше, чем в Казахстан, и в 43 раза больше, чем в Россию.

О чудовищных расхождениях в статистике на прошедшем круглом столе по противодействию контрабанде и коррупции на таможне заявил также глава партнерской группы «Прецедент» Нурбек Токтакунов.

По его словам, еще в 2012 году гражданские активисты провели исследование и выяснили, что данные по экспорту-импорту товаров из КНР в КР разнятся, в среднем, на 85%. «В 2008 году разница была в $8 млрд, то есть 85% в общем объеме импорта. В 2009 – 4,5 млрд, что составляет 82%, в 2010-м – 3 млрд, это 86%, в 2011-м – 3,7 млрд (87%), в 2012-м – 3,1 млрд (88%). Данные по импорту из Китая демонстрируют, что суммарно расхождения составили $23 млрд 370 млн», – сказал Токтакунов.

По его словам, таможенная статистика Кыргызстана содержит высокую степень недостоверности в декларировании товаров. «Применяемая методика таможенной статистики не отвечает современным требованиям по достоверности и реалиям внешнеторговой деятельности. Существующий уровень таможенного администрирования не обеспечивает надлежащий учет и контроль. Высокий уровень расхождения по стоимости товаров, ввозимых из Китая, в десятки раз превышают аналогичные показатели по России и Казахстану при схожих методах учета и контроля, что свидетельствует о наличии коррупционных рисков при определении таможенной стоимости. Действующий порядок декларирования позволяет манипулировать размером таможенных поступлений, создавая преференции для одних предпринимателей и нарушая права других», – отметил юрист.

Он считает, что при вступлении Кыргызстана в Евразийский экономический союз на проблемы коррупции на таможне «смотрели сквозь пальцы, потому что было негласное соглашение среди членов ЕАЭС». «Все знали, что есть контрабанда, которая обеспечивает значительные поступления в бюджет. Коррупция кормит всех: таможенников, предпринимателей. Весь наш бюджет на этом построен. Кто будет поднимать эту проблему, того запишут во враги государства», – заявил Нурбек Токтакунов.

Миллионы по карманам

Не секрет, что существующие «серые» и «черные» коррупционные схемы на таможне кормят отдельных чиновников, но в бюджет страны от деятельности нечистых на руку сотрудников ГТС ничего не попадает. Заявленная уходящим президентом еще в 2011 году борьба с коррупцией спустя шесть лет его правления привела лишь к еще большему ее росту. По мнению некоторых экспертов, предпринимаемые меры по искоренению этого зла не дали ожидаемого результата лишь потому, что объявленная борьба с коррупцией велась избирательно.

Уже давно известно, что за коррупционными схемами в системе ГТС стоят определенные высокопоставленные таможенники. В обществе их уже нарекли говорящими прозвищами, вроде «Раим-миллион» и прочими.

В СМИ неоднократно писали о том, что замглавы Государственной таможенной службы Раимбек Матраимов сколотил колоссальное состояние за годы работы в этом ведомстве. Ранее он возглавлял управление Южной таможни, а ныне руководит в центральном аппарате.

Эксперты считают, что власти должны проявить политическую волю и очистить таможню от подобных сотрудников. «Если власти проявят политическую волю, таможенная статистика резко изменится», – также считает Директор Института конституционной политики Нурлан Садыков.

Все по схемам

Однако пока решительных мер от власть имущих нет. Глава КР Алмазбек Атамбаев предпочитает перепалки с властями соседних стран. Замечать соломинки в чужом глазу и игнорировать бревно в собственном – излюбленное занятие нашего уходящего президента.

Кабмин также принял позицию оправдывающегося. На каждое заявление казахских властей правительство «технократов», возглавляемое «молодым и прогрессивным» Сапаром Исаковым, выступает с ответным заявлением.

Не дожидаясь адекватных мер от властей КР, гражданские активисты решили сами созвать общественную комиссию и провести расследование фактов, озвученных Сагинтаевым.

Давно известно, что на таможне существуют две устойчивые коррупционные схемы. Первая основана на тарифах: товары, на которые действует ставки в $1,5 за килограмм растомаживаются по другой сетке, к примеру, по 20 центов. Разница составляет до $20 тыс. за одну фуру. А таких фур за сутки из Китая в КР ввозится несколько десятков.

В 2016 году журналисты проводили расследование и выяснили, что ежемесячно из КНР заезжает около 2,5 тыс. грузовых машин. Половина из них проходит в «серую». Получается, прямой ущерб государству составляет 2 млрд сомов в месяц, или 24 млрд в год.

Еще одна схема – транзит. Товар из Китая по территории Кыргызстана провозится якобы транзитом, тарифы на который значительно ниже. Однако пока фура доедет, к примеру, с КПП «Торугарт», что на границе с КНР, до КПП «Ак-Жол» (Казахстан), ее успевают разгрузить.

По словам директора Института общественного анализы Риты Карасартовой, такая схема действует не только в КР, но и соседних странах. «Но поскольку Кыргызстан – это крайняя страна, граничащая с Китаем, то тут происходит чек-аут. И эта цепочка коррупционных схем согласована с властями стран-членов ЕАЭС», – считает гражданский активист.

Кыргызстан – страна на вылет?    

Исходя из риторики уходящего президента КР, можно предположить, что Кыргызстан готов выйти из ЕАЭС, куда сам Атамбаев два года назад страну затащил.

Сегодня же эксперты признаются, что наша республика была абсолютно не готова к вступлению в экономический альянс России, Беларуси и Казахстана.

Нурбек Токтакунов отметил, что нынешняя «ситуация на границе показала, насколько ЕАЭС неустойчивая структура».

«Чиновничья рать не подготовила страну, чтобы стать членом Евразийского экономического союза. Технические регламенты до сих пор не исполняются. Недавно нам вернули 500 тонн яблок только из-за того, что там не было маркировки. Это элементарная обязанность наших производителей, бизнесменов. А они, возможно, даже не читали техрегламент. Такие мелкие вопросы создают большие проблемы», – заявил также председатель Ассоциации грузоперевозчиков КР Темирбек Шабданалиев.

По его слова, нынешняя ситуация на границе КР и РК несет не только финансовые, но и имиджевые потери для страны. «Грузоперевозчики несут материальные убытки и моральные ущерб: значительные простои, порча продуктов, затраты на сохранение товаров, а также сомнения в добросовестности наших перевозчиков, которые вынужденно нарушают сроки доставки», – сказал он.

По его мнению, переговоры должны вестись не на уровне премьер-министров. «Переговоры надо вести с казахстанским президентом, а с нашей стороны –уходящий или новоизбранный глава государства. Думаю, только после их встречи эти вопросы снимутся», – предполагает Шабданалиев.

Социальный взрыв

Уже сегодня предприниматели несут убытки от простоев на границе большегрузных машин. На рынках Кыргызстана ощущается нехватка товаров, ввозимых из зарубежа. Цены на продукты, поставляемые из Казахстана, значительно подскочили. Если власти в срочном порядке не предпримут меры по урегулированию ситуации на границе, то недолог час случится социальных взрыв, считают эксперты.

«Товары, которые предприниматели не могут сбыть на рынках Казахстана и России вернутся на «Дордой». Торговля на крупнейшем рынке встанет. Через полгода произойдет товарная выбраковка, после – уценка, списание и утилизация. Тогда коммерсанты придут к правительству и станут требовать возмещения ущерба или возвратов по налогам. Уже сейчас перед предпринимателями стоит вопрос, куда девать товар. Обратно в Китай или попытаться продать в Таджикистан или Узбекистан. А там возьмут в два-три раза дешевле. Это колоссальный ущерб для бизнесменов», – сказал на круглом столе член партии «Чон казат» Максат Мамытканов.

Тем временем, парламент страны накануне заслушал информацию правительства о ситуации на кыргызско-казахстанской границе. О чем говорили депутаты с членами кабинета министров КР, неизвестно. Всех журналистов попросили покинуть зал заседания. Неужели бравировать устали?

Махинур Ниязова.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.