Глава Миссии БДИПЧ/ОБСЕ Александр Келчевски: “Если футболистам одной из команд прицепили к ногам булыжники, то не может быть и речи о справедливом результате”

0
8585

—  Вы носите русскую фамилию, прекрасно говорите по-русски, но одновременно являетесь гражданином Франции, можете рассказать, как это случилось?

—  Да я русский француз. Мои предки были вынуждены покинуть Россию во время революции столетней давности, и они обосновались во Франции в 20-х годах. Так что я представитель русской миграции в третьем поколении. Моя мать родилась во Франции. Моему отцу было 4 года, когда он со своими родителями был вынужден бежать из Санкт-Петербурга. А русский язык я усовершенствовал уже в качестве дипломата, когда в начале служил в СССР, а затем в России. Я был Генеральным консулом в Санкт-Петербурге, а лет 10 назад оказался в Астане, где возглавлял миссию ОБСЕ. А что касается миссии наблюдения за выборами, то это моя четвертая работа.

— В Кыргызстане при всех президентах, было всегда повышенное ожидание от оценки выборов именно от Миссии БДИПЧ/ОБСЕ. За этими выборами наблюдали и другие группы наблюдателей, но мы ждем больше вашей оценки. Как вы думаете почему?

Тогда нужно сказать вообще, что такое БДИПЧ/ ОБСЕ и как мы здесь оказались. Бюро по демократическим институтам и правам человека (БДИПЧ) было основано в 1990 году, как Бюро по свободным выборам. Мы здесь тоже находимся не случайно, а по приглашению вашего правительства. Такие же наблюдения проводятся во всех странах-участниках ОБСЕ. К примеру, вы знаете, что у нас во Франции тоже были выборы и там тоже была миссия наблюдателей БДИПЧ. У нас международная команда. Мой заместитель гражданин Германии, а также присутствуют специалисты из Молдавы, Туркменистана, Беларусь, Грузии. Я полагаю, что в скором времени будут представители и участники миссии и из вашей страны по наблюдению за выборами в других странах членов ОБСЕ. Мы работаем по научной методологии я бы сказал, у нас один сотрудник ответственен за политические вопросы, он встречался с несколькими кандидатами в президенты, есть у нас юрист, который занимается законодательством и вопросами рассмотрения жалоб, специалист из Германии, который занимается вопросами СМИ и т.д. Это очень квалифицированные кадры и они строго придерживаются нашей главной методологии и наблюдательному принципу, что означает беспристрастность.

Нас не интересует результат выборов, мы изучаем вопросы в плане соответствия или несоответствия международным стандартам, обязательствам принятыми страной. Также смотрим процесс выборов в плане соответствия национальному законодательству. Поэтому получаются такие достаточно жесткие суждения или заключения, но так мы пишем и работаем не только в вашей стране, но и во всех других странах, где мы проводим наблюдения. И там везде есть в меньшую или в большую сторону нарушения. Идеала нигде нет.

— Вы вспомнили про выборы во Франции, где также выступала наблюдателем миссия БДИПЧ/ОБСЕ и в других европейских странах вы работаете, но почему там такого интереса, что скажет Бюро нет? Избиратели и кандидаты доверяют прежде всего своей избирательной комиссии. Почему у нашего общества такое сильное ожидание от вашего отчета?

У наших сотрудников нет какой-либо политической заинтересованности. Они полностью беспристрастны. Мы выступаем как доктор – где болит, как вылечить и сделать, чтобы человек поправился. Если же мы мило будем улыбаться и говорить, что все было прекрасно, что в день выборов у вас на участках звучала музыка и были цветы, это на самом деле никому не нужно. Еще один важный принцип, который нас отличает – нашей целью не является просто наблюдение за выборами, а именно работа над ошибками, чтобы они не повторялись в дальнейшем. Мы здесь находимся с начала сентября и нас интересует отношение к основным свободам и мы сейчас работаем над завершением нашего доклада и к нему будет приложено до 30 рекомендаций. Главная цель этого, чтобы продвинуться вперед по этому долгому демократическому пути.

— Ценность ваших отчетов заключается еще и в том, что вы акцентируете внимание не только на технических моментах, но и на политические решения, которые могут повлиять на результат выборов. К примеру, вы пишите в докладе что “иски президента о защите чести и достоинства в отношении СМИ негативно повлияли на общественные дебаты и привели к самоцензуре журналистов”, в то же время в этом докладе есть момент, что арест сторонника альтернативного кандидата тоже влияет на результат выборов.

— Ну естественно, если вы играете в футбол, если есть две команды, футболистам одной команде прицепили к ногам булыжник, и если судья подыгрывает другой команде, не может быть и речи, что будет справедливый результат. Законодательство тоже должно быть построено таким образом, чтобы защищало именно гражданина от посягательств власти, которая имеет свойство расширять свое влияние.

— Миссия БДИПЧ/ОБСЕ постоянно проводит наблюдение за всем президентскими и парламентскими выборами в Кыргызстане и если сравнить с предыдущими выборами, есть динамика вперед? 

— Мы не сравниваем их с другими странами, с предыдущими выборами. Но в день выборов к нам присоединились депутаты Парламентской Ассамблеи, Совета Европы, Европарламента и они добавляют политическую оценку выборам, что дает возможность образно говоря увидеть не просто фотографию, но и фильм в целом. Принимается во внимание особый профиль Кыргызской Республики в регионе, что вы с момента независимости несколько раз меняли власть и то что нынешний президент собирается передать свои полномочия с 1 декабря. Внимание к вашей стране международного сообщества очевидно, потому что выборы — это демократические испытания. Я себе позволю заявить, что в итоге этого выбора все это было направлено на движение вперед.

— В нескольких местах вашего отчета я прочитал, что прежние рекомендации не выполнены.  К примеру тайна голосования, в плане работы агитации со стороны государственных СМИ и т.д. Вы продолжаете надеяться, что ваши предложения будут исполнены? 

— Исполнение их зависит не только от власти, они зависят от общества в целом, от граждан. Тайна голосования — это золотой закон и принцип. У нас распространены семьи в которых не знают кто за кого голосовал. Другой важный момент который мы подчеркиваем — это свобода СМИ, потому что без них о свободных выборах говорить будет бесполезно. В конце выборной кампании были организованы дебаты на госканале, хотя дебатами их трудно назвать, и для меня удивительно было, что люди которые здесь долго живут открыли для себя некоторых кандидатов. То есть до дебатов они их не знали. Значит посередине слабое звено существует. Поэтому важно, чтобы журналисты не превращались в рупор пресс-служб.

Хотел бы также обратить ваше внимание на чрезмерное присутствие и влияние на ход выборов официальной власти и спецслужб. Последний факт особо удивляет. Такого я нигде не видел. Все это можно обобщить как использование административного ресурса, давление и запугивание избирателей. В то же время хотел бы отметить и плюс. На днях омбудсмен выступил с рядом предложений и направил их в парламент касательно вышеуказанных мной нарушений. Давайте поэтому всеми силами, тут ваша главная ответственность и с нашей помощью, с помощью Европейского союза, продолжим работу, чтобы подойти близко к идеалу. Надо стремиться к этому, потому что только такое стремление укрепит и стабильность, справедливость и в конце концов создаст основу для процветания вашей страны. Не надо забывать, что демократия это ключевое условие для развития экономики. Тут иногда по другому интерпретируют, что в начале надо поставить экономику и затем мы получим демократические институты. Я в связи с этим хочу вспомнить цитату Черчиля: “Демократия – самая плохая форма правления, если не считать все остальные”.

Беседовал Адиль Турдукулов.
Совместный проект телекомпании NEXT TV и газеты “ResPublica” – “Espresso”

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.