Кыргызское правительство решило в одностороннем порядке расторгнуть соглашение с чешской компанией Liglass Trading, которая выиграла тендер на строительство Верхненарынского каскада ГЭС. Такое решение принял на заседании кабмина премьер-министр Сапар Исаков. Повод – «Лигласс» не перечислил $37 млн, которые Кыргызстан задолжал российской компании «РусГидро». Чем Кыргызстану грозит расторжение контракта с чешской компанией?
Немного предыстории
Строительство четырех ГЭС в верхнем течении реки Нарын началось в 2012 году. Финансировала строительство каскада российская компания «РусГидро». Однако реализация проекта затормозилась и в 2016 году соглашение между КР и РФ было расторгнуто кыргызскими властями в одностороннем порядке. В ответ российская сторона стала требовать возмещения всех затрат, понесенных в связи с участием в проекте, а это – $37 млн.
В прошлом году власти КР объявили новый тендер. По его итогам выигравшей признали чешскую компанию Liglass Trading, которая, по договору, должна была построить 10 малых ГЭС, закончить возведение Верхненарынского каскада гидроэлектростанций, а также выплатить российской стороне эти $37 млн.
Как только новость о подписании миллионного контракта стала достоянием общественности чешские СМИ выяснили, что за реализацию стратегического проекта в Кыргызстане взялось малоизвестное и убыточное ОсОО. Кыргызской же общественности с официального сайта президента страны представляли компанию как крупного инвестора. Говорилось о том, что Liglass реализовала проекты в Словакии, Италии, Великобритании и сотрудничестве с Китаем. На деле же эти факты не подтверждались, о чем кыргызские власти заблаговременно предупреждало через МИД посольство Кыргызстана в Австрии. Диппредставительство «не рекомендовало устанавливать либо продолжать сотрудничество с этими компаниями (Liglass и дочерним АО Fulgeo)».
Однако проигнорировал это письмо, правительство, тогда еще возглавляемое Сооронбаем Жээнековым подписало соглашение с руководителем этой сомнительной фирмы Михаэлем Смеликом.
«Форс-мажорный» Эдиль
К разоблачению чешской компании также присоединился общественный деятель Эдиль Байсалов. Он первым стал требовать немедленного разрыва соглашения с Liglass, поскольку компания, манипулируя новостями о заключении контракта с Кыргызстаном, положила в карманы много миллионов долларов. «Помогает им в этом некто Уэйн Хайес. В начале 1990-х годов он был осужден на 20 лет и многомиллионный штраф за мошенничество, организацию финансовой пирамиды и обман простых акционеров. Эта схема напоминает типичную «pump and dump» и, возможно, чехи никогда и не планировали строить ГЭС у нас в стране. Власть Кыргызстана оказалась обманутой, а наша страна выставлена в дураках на весь мир. Кто ответит за этот международный скандал?» – изначально задавался вопросом Байсалов.
Прибывшее на днях в Кыргызстан руководство компании Liglass пригрозило Байсалову судом. И не только ему, а всем, кто ставит под сомнение прозрачность деятельности этой компании. «Люди, как Эдиль Байсалов, Феликс Кулов, Темир Сариев и прочие, не знают, где правда. Сразу после подписания соглашения началась охота на компанию», – заявил на прошедшей в понедельник в Бишкеке пресс-конференции Михаэл Смелик.
Приехал же в столицу КР он с одной целью – выпросить у правительства КР отсрочку по выплате $37 млн. Разразившийся скандал вокруг соглашения Смелик назвал «форс-мажором» и обвинил в провале кыргызских гражданских активистов и политиков, которые критиковали Liglass, чем нанесли урон их репутации.
Извините! И до свидания!
«У компании Liglass Trading нет никакой репутации, финансовых ресурсов, истории успеха и перспектив, кроме единственного договора от 10 июля с Кыргызстаном, который подписан в присутствии президента Алмазбека Атамбаева. Национальные богатства – гидроресурсы Кыргызстана были отданы на откуп компании с сомнительной репутацией» – заявил в ответ на претензии Смелика Эдиль Байсалов.
Он потребовал у правительства не только немедленно расторгнуть соглашение с Liglass, но и провести тщательное расследование, чтобы выяснить, кто так подставил президента Кыргызстана Алмазбека Атамбаева, который присутствовал при подписании договора с чешской компанией. Он предложил допросить представителей «Лигласс», которые ныне находятся в КР. «Потому что потом мы их уже не найдем», – сказал Эдиль Байсалов.
Резюмируя, Байсалов обратился к правительству Кыргызстана: «Разрывайте это соглашение, прекращайте этот позор».
Кабмин так и поступил, но не для того, чтобы угодить Байсалову. Вышел срок уплаты $37 млн, а чешская компания не торопится их перечислять.
В правительстве посчитали, что это веская причина для денонсации соглашения. Чешские же предприниматели придерживаются иного мнения. Они уже заявили, что готовы подать в международный арбитраж, если Кыргызстан разорвет с ними контракт. В компании заявили, что по соглашению у них есть еще три месяца на урегулирование всех споров путем переговоров.
Торопиться не надо!
Соглашение не так-то просто денонсировать. В этом также уверен эксперт по энергетике Николай Кравцов. В интервью «Азаттык» он заявил, что по договору, невыплата $7 млн не является основанием для его расторжения. «Правительство сейчас выдвинет условия расторжения, а компания подаст в суд. И правильно, кстати, сделает. Таким образом, процедура расторжения, на мой взгляд, будет затяжной и даже будет сопровождаться скандалами. Причем, не в пользу правительства Кыргызской Республики как одной из сторон договора.
Вы понимаете абсурдность положения вещей? Инвестиционное соглашение с частной, никому неизвестной, компанией подписывается правительством. С Россией соглашение было подписано на уровне министров энергетики. Со стороны Министерства энергетики Кыргызстана на тот момент был действующий Калмамбетов, а со стороны России там присутствовал Новак. А у нас что с этим хозсубъектом, причем это даже не акционерное общество, это общество с ограниченной ответственностью?! Подписант со стороны Кыргызской Республики правительство — в лице Зилалиева. Вы абсурдность ситуации осознаете?
А теперь правительство будет расторгать соглашение с частной компанией. А она подаст в суд. И правильно сделает с точки зрения права. Не будем думать, плохая она или хорошая. Мы этот момент сейчас не будем обсуждать. С позиции норм права, в тексте соглашения оплата 37 миллионов в качестве выкупа доли акций в Верхненарынском каскаде ГЭС не является основанием. Потому что в тексте этого нет. И что надо правительству выдвигать в качестве основания, я не знаю. Это надо спросить у господина Исакова, который вчера дал поручение: «Вы там подготовьте, чтобы там не было судебных и так далее». Вот пусть они и готовят, а мы почитаем», – прокомментировал в интервью изданию Кравцов.
Ранее в правительстве заявляли, что Кыргызстан ничего не потеряет, если расторгнут соглашение с «Лигласс». «Этот проект не нанес ущерб ни на один тыйын государственному бюджету. Чешская компания уже заплатила взнос в $1 млн, и даже о документах говорят, что они поддельные. Но это не так. Если что, я готов взять на себя ответственность», – пытался убедить депутатов на заседании парламента, где утверждали новый состав правительства, вице-премьер-министр Дуйшенбек Зилалиев.
Но из официального письма компании Liglass следует, что она трижды требовала вернуть гарантийный взнос, поскольку «постановлением правительства компания была однозначно заверена в возврате гарантийного взноса в размере $1 147 720 в установленном сроке». Условия для возвращения гарантийного взноса уже были исполнены и срок исполнения обязательства кыргызской стороной вернуть этот взнос компании Liglass Trading истек 11 августа 2017 года. Кыргызская сторона, однако, вероятно, попала под воздействие медиального давления, и без дополнительных объяснений своих действий гарантийный взнос до сих пор не вернула», – говорится в письме компании.
Получается, Кыргызстан не только не приобрел это $1 млн 147 тыс., но и может потерять намного больше, если чешская компания выиграет в международном суде. Мало того, крупнейший гидроэнергетический проект вновь затормозится, что отбросит нас на годы назад. Но в «технократическом» правительстве, похоже, не видят в этом «никакого ущерба» для страны и ее граждан.
Махинур Ниязова.