Большая часть претендентов на президентский пост сошла с дистанции. Лишь 13 человек дошли до финишной прямой. ResPublica разбиралась, как Центризбирком отсеивал кандидатов, игнорируя закон. Для кого расчищается дорога?
На минувшей неделе ЦИК отказал в регистрации сразу семи кандидатам. Основная причина – не смогли собрать 30 тысяч подписей. На деле же все указанные кандидаты собрали достаточное количество, но их признали недействительными. Под разными предлогами аннулировали подписные листы, которые сдали представители Камилы Шаршекеевой, Риты Карасартовой, Кубана Чороева, Турсунбека Акуна и Талгатбека Кожогулова.
У отдельных кандидатов недостоверными признаны более половины подписей. У Кубана Чороева из 40 тыс. 224 подписей действительными признаны лишь около 18 тыс. Теперь уже кандидат на президентский пост не сомневается, что «не в ЦИК, а других кабинетах давно решено у кого сколько подписей надо признать недействительными». Но оспаривать действия Центризбиркома в суде он не собирается.
Зато бороться за каждую подпись через Фемиду готова правозащитница Рита Карасартова. «Мы перепроверили все листы, члены ЦИК не смогли объяснить, на основании чего они признали недействительными некоторые подписи. Если не добьемся через Центризбирком, буду обращаться в суд», – заверила она.
Не согласен с решение ЦИК и депутат Исхак Масалиев. В интервью «Азаттыку» он пояснил: Центризбирком сослался на то, что подписные листы не были профинансированы из избирательного фонда. «Я эти листы копировал на машинке у себя дома. Я что должен платить деньги себе? Вот так я им сказал, а они говорят, что требуют только того, что требует закон. В законе нет нормы, в которой бы говорилось, что за листы нужно платить из фонда. Я заслуженный юрист, депутат четырех созывов, неужели, я этого не знаю? Считаю незаконным признание ЦИКом недействительными мои подписные листы. Это недоразумение и абсурд. К сожалению, Центризбирком продолжает использовать привычные методы. Буду писать заявление в ЦИК, далее мы разберемся», – цитирует издание политика.
О грубых нарушениях при проверке подписей также сообщил ResPublica и другой теперь уже бывший кандидат в президенты Канат Исаев. По словам лидера партии «Кыргызстан», сначала ЦИК забраковал около 1 тыс. подписей в его поддержку. Но и в этом случае, ему хватало оставшихся подписей для регистрации кандидатом. Тогда в спешном порядке без участия его представителя ЦИК провел дополнительную проверку подписных листов и отсеял еще около 1 тыс. В итоге Исаев лишился 10 тыс. подписей из представленных 37 тыс. и не дотянул до необходимого количества. Он сообщил, что будет оспаривать решение Центризбиркома в суде, но на справедливое решение не рассчитывает.
По мнению общественного деятеля Адиля Турдукулова, многих кандидатов отсеяли, поскольку они могут на дебатах на главном канале страны во всеуслышание озвучить актуальные проблемы в стране. «Произвол ЦИК в виде запрета на участие в выборах именно Канатбека Исаева и Риты Карасартовой связан с тем, что они в отличие от других кандидатов на прямых дебатах на ОТРК могли высказать все актуальные проблемы в стране, включая политические репрессии и давления на свободу слова и изменить сценарий «нужного» результата властей. Все это, включая незаконное возбуждение уголовного дела на Азимбека Бекназарова, станет почвой для нелегитимности результатов выборов 15 октября», – считает Турдукулов.
Между тем, Центризбирком закрывает глаза на явные нарушения при подсчете подписей кандидата от правящей партии, «большого друга» Алмазбека Атамбаева, по собственному же признанию президента, Сооронбая Жээнбекова. уже на стадии проверки его подписных листов вовсю был задействован админресурс, утверждают оппоненты экс-премьер-министра.
В СМИ сообщается, что по результатам проверки недостоверными признаны почти 4 тыс. подписей в поддержку Сооронбая Жээнбекова. «Но, если бы проверка была справедливой, эти цифры могли бы быть значительно больше, а может Жээнбекову не выдали бы мандат кандидата», — пишут они.
Как отмечается, на момент проверки, графологи находились в прямой служебной зависимости от тогдашнего премьер-министра, то есть от Сооронбая Жээнбекова. В его подчинении находился и член рабочей группы от ГРС. Могли ли они, работая в правительстве, которое на тот момент еще возглавлял Жээнбеков, завалить своего патрона? Ответ очевиден.
Турсунбек Акун на решение ЦИК об отказе в регистрации подал в межрайонный суд г.Бишкек. Он говорит, что его заявление должны рассмотреть в течение трех дней.
Подать в суд на ЦИК намерен и лидер «Ата-Журта» Ахматбек Келдибеков. Ему отказали в регистрации кандидатом в президенты из-за непогашенной судимости. Он, напомним, в октябре 2016 года приговорен к штрафу, который уплатил в ноябре того же года. Накануне на пресс-конференции политик заявил, что его судимость погашена, так как он исполнил решение суда, не был осужден по тяжкой статье и не приговорен к лишению свободы.
Как пояснил его советник Шаирбек Маматокторов, решение об отказе в регистрации Келдибекова должно приниматься коллегиально, путем голосования, как того требует закон о ЦИК. К тому же, голосовать должны все члены комиссии, входящие в рабочую группу. А решение принимается на основании не менее двух третей голосов. «В рабочую группу ЦИК входит 12 человек, но в голосовании принимали участие только восемь членов, еще четверо проголосовали по доверенности, что недопустимо. В таком случае, голосование нельзя считать состоявшимся и легитимным», – сказал Маматокторов.
Он отметил, что внутренний документ ЦИК глава Центризбиркома Нуржан Шайлдабекова ставит выше конституционного закона и международных норм.
Пока через сито Центризбиркома прошли 13 кандидатов, среди них только одна женщина – Токтайым Уметалиева, остальные мужчины – Темир Сариев, Омурбек Бабанов, Сооронбай Жээнбеков, Азимбек Бекназаров, Бакыт Торобаев, Адахан Мадумаров, Эрнис Зарлыков, Камчыбек Ташиев, Таалатбек Масадыков, Улукбек Кочкоров, Арсланбек Малиев и Арстанбек Абдылдаев.
Махинур НИЯЗОВА.