Президент Атамбаев год назад разразился отповедью в отношении руководства Турции, после того как глава МИД Турции Чавушоглу заявил о том, что сторонники проповедника Фетхуллаха Гюлена могут устроить переворот в Кыргызстане.
“Это абсурд. Если такие умные, то почему у себя проспали переворот? Конечно, мы все советы выслушаем и информацию проверим. А пугать или учить нас не надо. Пуганые мы”, — заявил президент Атамбаев.
Кроме того, ранее посол Турции в Кыргызстане Метин Кылыч напомнил о том, что турецкая сторона платит членские взносы за Кыргызстан в международных организациях за счет гранта. По этому поводу у Атамбаева тоже нашлось что сказать. “Страны должны помогать без всяких условий, а не думать, что мы за это будем на побегушках. Такой помощи нам не надо, можете забрать обратно. Мы благодарны странам за помощь, но не надо диктовать условия”, — сказал он.
После этих слов, отношения между нашими странами резко пошли на спад. Саммит тюркоязычных стран запланированный в Бишкеке был отменен, затем Атамбаева, который из-за «болей в груди» слег по пути в Нью-Йорк на Эгейском побережье, никто из руководства Турции демонстративно не стал навещать.
Катализатором резкого охлаждения отношений между Атамбаевым, которого до этого считали чуть ли не самым протурецким политиком, и Эрдоганом, стали события 15 июля 2016 года в Турции, где основной конфликт развернулся в двух крупнейших городах страны — Стамбуле и Анкаре. В результате противостояния погибли 260 человек.
Принимая участие на недельных мероприятиях, посвященных этой дате, я могу сделать следующий вывод, что спустя год после попытки переворота страна остается расколотой. Для половины страны 15 июля было днем ее возрождения; для другой половины этот день ознаменовал гибелью демократии. Основная оппозиционная Народно-республиканская партия (НРП) Турции провела многотысячный митинг в стамбульском районе Мальтепе, завершив 25-дневный “Марш справедливости” от Анкары до Стамбула, в ходе которого активисты партии во главе с ее лидером Кемалем Кылычдароглу преодолели около 450 километров. А Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган,в ночь на 16 июля, выступая на миллионном митинге в столице по случаю годовщины попытки государственного переворота, пообещал, что «отрубит головы предателям».
В этой ситуации Кыргызстан по-настоящему находится «между молотом и наковальней». С одной стороны официальная позиция Турции называет организацию Гуллена ФЕТО – «террористической», а с другой именно это ФЕТО открыла нам ворота в турецкий мир, через себатовские школы и университеты в нашей стране. Учреждение “Себат” объединяет сейчас в Кыргызстане 14 лицеев, университет “Ататюрк-Алатоо”, школу “Silk Road”, Центр изучения языков и информационных технологий “Секом”.
По мнению политолога Эмиля Жураева представители «Хизмета» рано или поздно могут прийти в политику в Кыргызстане. Так, по его словам, — их особенность в том, что они умеют работать сообща. Поэтому если они решат прийти в политику, то у них есть будущее.
Более радикальное мнение у Розы Отунбаевой: «В Кыргызстане такие люди как Гюлен продолжают распространять свои взгляды, более того создают школы и захватывают все образовательное пространство страны».
Сейчас турецкие лицеи «Себат» переименованы в «Сапат». В состав учредителей этих школ и лицеев вошло Министерство образования Кыргызстана. Однако, похоже, турецкая сторона этим «ребрендингом» все равно не останется довольной.
В любом случае решать все это с Эрдоганом придется не Атамбаеву , а новому Президенту Кыргызстана, кем бы он не стал…
Адиль ТУРДУКУЛОВ.