В Бишкеке прошел съезд Социал-демократической партии Кыргызстана, основанной Алмазбеком Атамбаевым. СДПК выдвинула кандидатом в президенты действующего премьер-министра страны Сооронбая Жээнбекова. Мероприятие, однако, прошло не так гладко, как, похоже, рассчитывали организаторы. Глава кабмина стал не единственным социал-демократом, жаждущим занять пост президента…
Лиха беда начало
В повестке съезда значилось только два вопроса: информация о деятельности СДПК и о выдвижении кандидата от партии – Сооронбая Жээнбекова. Из приглашенных гостей в зале были замечены представители других парламентских фракций: Алмазбек Баатырбеков («Кыргызстан»), Исхак Масалиев («Онугуу-Прогресс»), Исхак Пирматов («Бир Бол»), Мирлан Жээнчороев («Республика – Ата Журт»), а также видные политики, деятели культуры и науки. Присутствовал и руководитель аппарата президента Сапар Исаков.
Тут и вся верхушка социал-демократов, кто-то пришел поддержать кандидата от партии, а кто-то – для агитации за себя любимого.
Кого-то и вовсе не пустили на мероприятие, несмотря на 13-летний стаж членства в партии. Речь о лидере молодежного крыла Ренате Самудинове. Ещё до начала съезда выяснилось, что его нет в списке приглашенных. На аргумент, что его-де делегировали для участия в съезде на районной и городской конференциях, охрана лишь разводила руками.
«Меня не пустили на съезд. Я был официально выдвинут на Октябрьской районной и Бишкекской городской конференции. Кто имеет право отменить решение районной и городской конференции?» – задается вопросом лидер молодежки в соцсетях. И считает, что решение вычеркнуть его из списка принималось на самом высшем уровне.
Накануне съезда он, напомним, выступил с заявлением, что не поддерживает кандидатуру Соорнбая Жээнбекова на пост президента, и настаивает на проведении праймериз. Но в руководстве партии его требования проигнорировали. Мало того, в СДПК открестились от Самудинова, заявив, что молодежного крыла у партии нет и, соответственно, лидера тоже.
О недостатках в СДПК
О них рассказал, открывая съезд, первый заместитель председателя партии Фарид Ниязов. Он отметил необходимость борьбы с коррупцией, проведение реформ. «Мы не говорим, что работаем идеально. Но у нас есть идеи, которые нужно реализовать. Были случаи, что на должности назначались недостойные, впредь подбор кадров будет более тщательным», – сказал он.
По его словам, СДПК полностью поддерживает курс президента Атамбаева и является его надежной опорой. «Мы знаем, как нелегко быть опорой, и Алмазбек Атамбаев понимает это. Это трудная работа. Президент высоко ценит эту помощь… Как все предыдущие годы, активная работа проводилась фракцией СДПК в ЖК. Из достижений можно отметить введение детских пособий и единовременных выплат – суйунчу – для новорожденных. Создание системы доплат учительских пенсий», – сказал Ниязов.
Он также вменил в заслугу партии проведение референдума по внесению изменений в Конституцию.
Ниязов считает, что предстоящие выборы президента станут историческими, беспрецедентными, «когда сильный, трудоспособный и находящийся на пике популярности глава государства уходит, чтобы уступить пост человеку, за которого проголосует народ».
Ложка дегтя
После отчета о деятельности партии и утверждения регламента Фарид Ниязов дал слово делегатам. В своих хвалебных речах те подчеркивали достоинства Жээнбекова, в частности отмечали его деятельность на посту премьер-министра, губернатора Ошской области и других должностях.
С нетерпением присутствующие ожидали выступления Чыныбая Турсунбекова. Спикер парламента КР, напомним, тоже намерен баллотироваться в президенты. Он пойдет самовыдвиженцем. Торага оправдал ожидания. Его речь, которую он заранее подготовил и зачитал на официальном языке, произвела настоящий фурор в зале. Не сказать, что она была гениальна. Но шла в разрез «генеральной линии» партии.
Первое с чего начал Турсунбеков – подчеркнул, что в СДПК раскола нет. Свое выдвижение он прокомментировал так: «Мы плечом к плечу готовы бороться. И не надо бояться, что два кандидата отнимут голоса друг у друга. Голосов будет вдвое больше. Есть сторонники и у Жээнбекова, и у Турсунбекова».
«Остальные партии могут выдвинуть только одного кандидата потому, что это партии одного лидера. Кроме своих вождей, им некого выдвигать», – добавил спикер ЖК.
Но и камень в огород своего оппонента-однопартийца тоже кинул, отметив, что «нынешнее правительство не проявляет инициативы и не проводит кардинальных реформ». «Реальное управление страной оставляет желать лучшего», – сказал Турсунбеков.
Эти слова, похоже, не понравились ярым сторонникам Турсунбекова. Из зала послышалось сначала недовольное бормотание, а позже и крики «Хватит! Заканчивай!» Речь спикера длилась почти 40 минут, а последние десять – под неодобрительный свист некоторых членов СДПК. Подытоживая свое выступление, которое больше походило на озвучивание платформы кандидата в президенты, нежели члена партии, пришедшего поддержать выдвиженца, Турсунбеков заявил: «Каждый имеет право высказать свою позицию до того, как съезд вынесет решение».
Отчет правительства или…?
Выступление же самого кандидата в президенты Сооронбая Жээнбекова больше напоминало отчет главы кабмина, нежели человека, пытающегося предстать перед публикой в наилучшем свете. Скучная речь, произнесенная премьер-министром, уткнувшимся в бумаги, впечатления особо не произвела.
Он рассказал о достижениях властей в период правления Атамбаева. В том числе отметил сократившееся число митингов и акций протеста. Сообщил, что есть «реальные положительные изменения в экономике, созданы условия для развития среднего и крупного бизнеса». Жээнбеков подчеркнул необходимость продолжать реформу судов и правоохранительной системы, а также ужесточить борьбу с коррупцией. «Но здесь работы на один президентский срок недостаточно», – считает он.
Кандидат подчеркнул важность укрепления отношений с соседями, решения приграничных вопросов, в частности делимитации и демаркации спорных участков госграницы, а также развития связей со странами Европы и США.
«Мы сохраним стратегическое партнерство с Россией. Наша активная внешняя политика будет направлена на дальнейшее укрепление отношений с нашим соседом – Китаем, – подчеркнул Жээнбеков. – Кыргызстан должен сыграть свою роль в сопряжении двух больших проектов – Евразийской экономической интеграции и «Один пояс – один путь».
«Я готов стать не только президентом, а рабом народа», – резюмировал Сооронбай Жээнбеков. Готов ли народ принять такой «дар»? И чьим рабом он был до того? Вопросы, на которые пока ответов нет.
Чык эшикке!
После съезда премьер-министр КР провел короткий брифинг для журналистов. «На меня возложена огромная ответственность. Я постараюсь оправдать надежды», – коротко отметил Сооронбай Жээнбеков.
Отвечать на вопросы журналистов выдвинутый кандидат от СДПК отказался. Удар пришлось держать Фариду Ниязову.
«Еще в феврале в СДПК было принято решение провести своеобразный облегченный праймериз внутри партии для выбора кандидата на пост президента КР. Было ясно, что мы будем выдвигать, но кого – надо было изучить. Мы применили элементы открытого праймериз (который проводится вне партии), заказали социологические исследования в трех службах КР. Мы представили 12 кандидатов. И все три службы показали преимущество Сооронбая Жээнбекова в 4-5, а некоторые в 2-2,5 раза. Поэтому политсовет 17 мая на основании этих результатов вынес решение выдвинуть Жээнбекова», – пояснил Ниязов.
«Про других кандидатов говорили, но в целом речь шла об одном кандидате», – добавил он. И отметил, что у Жээнбекова теперь два пути. «После регистрации кандидатом он может приостановить полномочия на посту премьера или оставить пост. Он выберет сам», – сказал Ниязов.
Комментируя разногласия с молодежным крылом, Фарид Ниязов заявил, что «Ренат Самудинов не был избран делегатом». «Я изучал специально, на районной конференции его делегировали в городскую. Но в столичной его не избирали делегатом на съезд партии», – пояснил он.
Фарид Ниязов рассказал, что Чыныбай Турсунбеков попросил слово, чтобы высказать свою позицию. По его словам, спикеру известно, что после принятия решения съездом, все члены партии и претенденты должны поддерживать утвержденного кандидата. «Устав требует от членов партии выполнять решение съезда – высшего органа правления. А те, кто не будет выполнять решения партии, тому не место в партии», – сказал он.
На вопрос ResPublica, что если Чыныбай Турсунбеков все же зарегистрируется кандидатом в президенты, Ниязов бросил: «Если он пойдет, то ему места в партии нет».
Похоже, кое-кому открыто указали на дверь. Примет ли вызов спикер ЖК?
Справка ResPublica:
В ЦИК поступили заявления от 26 кандидатов на пост президента. Это президент ОО «Лига-Антикризис» Назарбек Нышанов, директор ОсОО «Ауирдин» Арстанбек Абдылдаев («Зима не будет»), директор ОО «Институт общественного анализа» Рита Карсартова, председатель Ассоциации отечественных производителей Бакыт Дегенбаев, руководитель Бишкекского представительства латвийской фирмы «Маро» Сайнидин Султанидинов, проректор Международного университета в ЦА Камилла Шаршекеева, экс-омбудсмены Турсунбай Бакир уулу и Турсунбек Акун, консультант по международным связям ОО «Генералы мира – за мир» Таалатбек Масадыков, пенсионеры Замира Муратбекова и Анвар Сартаев, безработные Санжарбек Энназаров и Максатбек Жумабеков, председатель общественного фонда «Сүймөнкул Чокморов» Сагынбек Абдрахманов, экс-депутат ЖК, а ныне адвокат Мукар Чолпонбаев, председатель правления ОФ «Возрождение историко-культурного наследия и духовности «Древняя кочевая цивилизация» Кубан Чороев, экс-депутат Улукбек Кочкоров, обвиняемый в мошенничестве Куттубек Бешбаков, руководитель правозащитного фонда имени Сергия Радонежского и Манаса Великодушного Игорь Трофимов, президент Фонда поддержки политики туркоязычных государств Мамедов Нусрет Муса-Оглы, председатель партии «Бутун Кыргызстан» Адахан Мадумаров, директор ОсОО «Шматрица» Руслан Джунусов.
Кроме того, заявления в ЦИК поступили от лидеров «Ата Мекена» Омурбека Текебаева и «Республики – Ата Журт» Омурбека Бабанова (самовыдвиженцы), а также от кандидатов, выдвинутых от партий «Акшумкар» – Темира Сариева и «Онугуу-Прогресс» – Бакыта Торобаева.