В Первомайском районном суде рассматривается уголовное дело против журналиста и автора книги «Кыдыр Санжырасы» («Родословная Кыдыр»). Зулпукару Сапанову вменяется статья Уголовного кодекса КР за разжигание межрелигиозной розни.
По факту же писателя судят за то, что он задался вопросом: «Существует ли Бог (Аллах), которого религиозные служители навязывают кыргызскому народу?»
Предыстория этого судебного разбирательства такова. В 2016 году Сапанов написал книгу, которая особого резонанса в обществе не вызвала. В сентябре он стал публиковать краткие статьи в газетах, где приводил выдержки из книг. Такие действия не понравились представителям ДУМК, которые изучив книгу, обратились в ГКНБ. Заявление против журналиста подписали около 30 человек. Генпрокуратура возбудила уголовное дело, расследование которого передали спецслужбам.
По словам Сапанова, ему поступали угрозы со стороны так называемых верующих. Агрессия чувствовалась и в зале суда, где собрались как сторонники, так и противники автора и его труда. Свидетелям защиты также поступали угрозы, с мест выкрикивались оскорбления. Судья Марат Сыдыков никак не пресекал выкрики ревностных приверженцев Ислама. Более того, процесс, складывалось ощущение, вовсе вел не он, а эти самые верующие.
В своем заключении Госкомиссия по делам религий отмечает, что в книге «содержатся публичные призывы к возбуждению религиозной вражды, а также превосходства духовенства над религиями Ислам и Христианство, либо неполноценности граждан по признаку их отношения к религии».
По данным следствия, «смысл и суть книги направлена, с одной стороны, на объединение кыргызов и всех тюрко-язычных народностей в единый род, с соблюдением обычай и традиций духовенства, а с другой стороны на разжигание межрелигиозной вражды приверженцев Ислама, Христианства и духовенства».
По словам обвиняемого, его книга – своего рода научный труд, где он приводит нестыковки в религиозных терминах. Он также отмечает, что исторически кыргызы не были мусульманами. Все сведения, говорит автор, приведены в книге со ссылкой на первоисточники.
Сам Сапанов называет себя традиционалистом, выступает за сохранение самобытности и культуры кыргызского народа, традиций и обычаев, а не навязанных нам извне.
В качестве аргумента он привел слова президента КР Алмазбека Атамбаева. «Вместо того чтобы надевать народную одежду, наши женщины носят закрытые, арабские вещи – паранджу, хиджаб и прочее. Мы должны сохранять свои традиции, свою культуру. Тот, кто теряет свои традиции и язык, тот теряет свое государство», – сказал как-то глава государства, выступая публично.
«Считаю, это очень конфликтогенная тема. ГКНБ вместо реальной борьбы с религиозными экстремистами, борется с теми, кто не боится критически поднимать эту тему и обсуждать. Зулпукар Сапанов затронул сегодня актуальную тему вербовки и отправки кыргызстанцев в Сирию. У ГКНБ нет реальных данных о том, сколько наших граждан воюют в зоне боевых действий, и меры по предотвращению мы тоже не видим. Спецслужбы вместо решения проблемы, раздувает и находит неподходящий для этого объект. Сапанов давно и скрупулезно пытается освещать тему с двух сторон. Госструктуры вместо того, чтобы пойти на диалог, не боясь острых углов, использует ГКНБ и суд для подавления свободы слова. Из-за таких судебных дел может разгореться пламя нетерпимости. Это очень опасный прецедент» – прокомментировал дело глава Комитета защиты свободы слова Адиль Турдукулов.
Соб.инф.