Когда сценарий поплыл

0
8368

Уголовное дело против оппозиционного политика Омурбека Текебаева разваливается на глазах. Свидетели обвинения путаются в показаниях, защита отмечает процессуальные нарушения, несмотря на это судья Айбек Эрнис уулу «гонит» дело на всех парусах. Тут и гадать не надо: цель одна – посадить в срок, а не докопаться до истины.

Слышал звон

Когда сценарий написан бездарными людьми и наспех, получается плохо срежиссированный спектакль. Свидетелями такого «творчества» властей становятся кыргызстанцы, отслеживающие ход судебного разбирательства против лидера «Ата Мекена».

ResPublica не раз писала об этом громком уголовном деле. Еще на стадии следствия оно вызывало массу вопросов и сомнений в обоснованности предъявляемых Текебаеву обвинений. Основанием для возбуждения уголовного дела стало заявление Леонида Маевского, российского бизнесмена с сомнительным прошлым. Тот заявил, что якобы после апрельской «революции» в 2010 году передал тогдашнему члену временного правительства $1 млн за положительное решение вопроса о продаже ему ЗАО «Альфа Телеком» (MegaCom). Тогда новые власти владели только частью акций сотовой компании. Позже она была полностью национализирована. Посредниками в сделке, по словам Маевского, выступали экс-министр ЧС Дуйшенкул Чотонов и Талант Маматкеримов (ныне покойный).

Посредником со стороны Маевского выступал Алексей Модин. Его же первым и допросили в суде. Адвокаты Текебаева отметили, что на стадии следствия этот свидетель неоднократно менял показания.

Если верить ГКНБ, Маматкеримов получил у Модина предоплату – $300 тыс., которые передал Текебаеву. В суде свидетель заявил, что со слов Маевского знает о том, что лидер «Ата Мекена» требует у того $1 млн. Но сам Модин этого разговора не слушал. Не знает он и о судьбе якобы переданного Маматкеримову задатка. О судьбе оставшихся $700 тыс. он также мало что знает. И опять же со слов Маевского.

Прима обвинения

Главным же козырем обвинения являлся сам Леонид Маевский. Как отметил политолог Зайнидин Курманов, «при авторитаризме, чтобы посадить невиновного в тюрьму достаточно одного доноса». Именно его, Маевского, донос и стал основой обвинения и поводом для задержания и ареста Текебаева. Вспомнить о делах давно минувших (а именно семилетней давности), Маевского, по его признанию, толкнуло то, что в Кыргызстане сменился генпрокурор. Дескать, ранее ГП возглавляла Аида Салянова, которая, по его мнению, не дала бы ход этому делу. Стоит отметить, что Индира Джолдубаева сменила Салянову на посту главы надзорного органа в 2014 году. А память освежилась у Маевского в декабре 2015 года, а ход делу дали аккурат во время начала гонений на оппонентов Атамбаева, тех, кто посмел выступить против внесения изменений в Конституцию.

Взятку (или «обычный платеж», как назвал его сам Маевский) он передавал двумя траншами – $300 тыс. и $700 тыс. Оба раза без расписок и каких-либо бумаг. Его-де впечатлило, что Текебаев «вел себя как большой чиновник» и «говорил, что станет главой государства». «Когда я приехал в Бишкек, меня повели в Дом правительства. Он вел себя как большой чиновник. Увидев это, я был под впечатлением и решил заплатить миллион, так как знал, что все решает Текебаев», — заявил Маевский.

Если по первой сумме кое-какие объяснения заявитель еще смог привести, то по второй – вовсе «поплыл». Их он якобы вручил неизвестному мужчине, предварительно договорившись по телефону с Текебаевым о том, что придет его человек и заберет деньги. Позже выяснилось, что деньги Маевским передавал через своего начальника охраны Кутукова. Однако последний заявил, что ни Маевский, ни Модин никаких денег ему не давали.

Путаница также возникла с датами и кабинетами Белого дома. Маевский утверждает, что на двери кабинета Текебаева была табличка «Первый заместитель председателя правительства». Эту должность в 2010 году, напомним, занимал нынешний президент КР Алмазбек Атамбаев, он курировал вопросы экономики. Текебаев же был заместителем главы ВП по конституционной реформе.

Лидер «Ата Мекена» не отрицает, что встречался с Маевским, но лишь 2 раза. «Перед выборами мне нужно было встретиться с кем-то из лидеров России. Маевский как раз был в Кыргызстане, и мы встретились с ним в ресторане «Супара». Там он сам взял на себя ответственность организовать встречу с политиками России. На этом и разошлись», — пояснил он суду.

Вторая встреча состоялась в Москве.

Тут помню, тут не помню

Следствие также опиралось на показания бывшего соратника Текебаева Омурбека Абдырахманова. Однако тот в суде заявил, что ничего не слышал о $1 млн. Да и вообще, бывшего депутата очень подвела память. Часть своих же ранее заявленных слов он уже не помнит.

По его словам, в 2010 году он видел в кабинете Текебаева в Доме правительства Модина и Маевского. «Разговор шел на повышенных тонах. Но никакого упоминания об $1 млн я не слышал… Лично я с ними не разговаривал», – сказал Абдырахманов в суде.

По данным же следствия, Абдырахманов обсуждал с российскими бизнесменами национализацию компании MegaCom. Эти сведения свидетель опроверг.

Опровергли в суде и слова еще одного свидетеля обвинения – гендиректора MegaCom Азата Базаркулова, в 2010 году он был внешним управляющим компании. В суде он заявил, что «слышал о том, что Текебаев получил миллион от кого-то». Он также рассказал, что один раз встречался в кафе с Текебаевым и Чотоновым, объяснял им процедуру национализации. Упоминались также имена атамекеновца Алмамбета Шыкмаматова и экс-генпрокурора Кубатбека Байболова.

Однако последний опроверг слова Базаркулова, заявив, что это «откровенная ложь». «Я этого мальчика увидел впервые на очной ставке в ГКНБ. Никогда с ним ранее не встречался. Удивлен, как он нагло врет. Его, видимо, принуждают давать такие неправдивые показания… С Текебаевым у нас в те времена были плохие отношения, мы никак не могли встречаться в кафе и тесно общаться. Сценаристы не учли этого факта», – заявил в суде Байболов.

Базаркулов, судя по его показаниям, привык оперировать слухами и доводами. «Мне известно со слов депутата Омурбека Абдрахманова, что кто-то передал миллион «Ата Мекену» или Текебаеву. Это же подтвердил мне Талант Маматкеримов – земляк Чотонова. Я думал, они родственники», – из показаний гендиректора MegaCom в суде.

Когда свидетель окончательно запутался в деталях и датах, он попросил о снисходительности. Правильно меня поймите, семь лет прошло», – резюмировал он. Хотя еще каких-то полгода назад он готов был поклясться на Коране и Библии, что Текебаев не имеет отношения к делу о MegaCom. Что или кто так повлиял на гендиректора государственного сотового оператора, остается загадкой.

Рассмотрение уголовного дела против Текебаева явно торпедируется. Гособвинение и суд спешат вынести приговор лидеру «Ата Мекена», который уже подал заявление о регистрации его кандидатом в президенты. Ведь, если ему вынесут обвинительный приговор, он не сможет баллотироваться. Именно этого добивается власть?

Махинур НИЯЗОВА.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.