«You are fake news!» Или как отличить фальшивые новости от настоящих

0
3471

На прошедшем накануне круглом столе по вопросам освещения выборов в СМИ, организованного Комитетом защиты свободы слова и газетой ResPublica, отдельно затронули вопрос о так называемом черном пиаре (PR) и фейк-новостях, как неотъемлемой части современной гибридной войны.

С докладом выступил медиаспециалист Болот Темиров. Он согласился ответить на вопросы ResPublica.

— Из уст медиаэкспертов и в целом в обществе звучат обвинения в адрес СМИ, о том, что в нашей среде наблюдается кризис, журналисты-де распространяют сплетни (или ушаки, как у нас их называют), создают фейковые новости. Согласен ли ты с такими суждениями? И, как считаешь, изменится ли ситуация накануне выборов президента КР?

— В ближайшие годы грядут кардинальные изменения в информационной политике СМИ. Причем эти изменения коснутся и социальных сетей, и будут происходить на глобальном уровне. Существующие правила, законы, этические кодексы журналистов уже не отвечают современным реалиям. Новости массово используются для продвижения интересов тех или иных групп. Рекламщики, PR-агентства, группы пропаганды выиграли в войне вооружений со здравым смыслом. Кризис СМИ наступил давно, но именно сейчас он затрагивает целые страны. Поэтому идет процесс осмысления, что же все-таки произошло и как с этим бороться.

В США, Европейских странах «фейковые новости», «кибератаки» одни из самых обсуждаемых тем в новостях. Вопрос обсуждается на уровне Конгресса США. Вмешательство в выборы из-за рубежа через социальные сети и СМИ называют угрозой национальной безопасности государств. Но до сих пор никто не может четко определить, что является фейком, пропагандой или кибератакой. Что является защитой прав граждан на достоверную информацию, а что цензурой? Что такое свобода слова и где она должна заканчиваться?

Но Кыргызстан живет пока в другом мире. Эти темы не являются уж очень острыми для нашей страны. Поэтому могу с уверенностью сказать, что эти президентские выборы пройдут по старым правилам с обилием пропаганды, фейковых новостей, черного, серого и белого PRа.

— Что такое фейковые новости? И как рядовому читателю отличить их от настоящих?

— Классическое определение словосочетания «фейковая новость», в разных источниках также называют «фальшивая новость» – это придуманное событие, которое не происходило. Но само понятие намного шире и порождает много вопросов.

Классических «фейков» в КР встретишь не часто. Я могу вспомнить навскидку лишь два случая. На парламентских выборах 2010 года в сети появилась распечатка переговоров членов временного правительства с Кадыржаном Батыровым. Но как после выяснилось – это была подделка. Или, к примеру, на выборах 2015 года был запущен фейк, что партия «Онугуу» финансируется Бакиевым. Опровергать подобную информацию бесполезно. Потому как опровержение рассматривается как оправдание.

— Можно ли отнести к фейковой недавнюю новость, которую не так давно распространили почти все СМИ КР, о том, что якобы по результатам социологических исследований одного из кандидатов поддерживают чуть ли не 80% населения? Позже, правда, выяснилось, что журналисты «не так поняли».

— Да, но первой мыслью было: «Вот он победитель, колоссальная поддержка со стороны населения, значит, надо голосовать за него». На самом же деле во время опроса респондентам задавали вопрос: «Каких политиков вы знаете?». И чаще всего называлась фамилия этого кандидата. То есть правдивым заголовком было бы, скажем, «такого-то знают 80% населения»… Это был простой рейтинг узнаваемости политиков, а не поддержки.  Является ли это фейком? Слово «поддержка» не отражает действительность, но само исследование было, и результаты в тексте были опубликованы. Искажение было в заголовке. И классическим «фейком» статья не будет являться. Но обман и искажение информации налицо.

На этом примере мы могли заметить, что лишь один заголовок создает ошибочное общественное мнение. И довольно часто можно встретить в отечественных СМИ заголовки, не соответствующие содержанию. А с приближением даты выборов каждое событие будет подогнано под цели заказчиков. И таких заголовков мы увидим немало.

— Только ли СМИ грешат такими искажениями?

— Нет. Чаще всего такие вещи делаются через социальные сети, где легко внедрить фейковые новости. Сейчас мы замечаем, что в соцсетях появляются новости прошлых лет, вызывая новую волну критики в адрес того или иного политика. К примеру, недавно отдельные пользователи стали публиковать прошлогоднюю негативную статью про выступление Атамбаева на День матери. И у многих возникло ощущение, что это свежее выступление президента, вновь посыпались нелестные высказывания в адрес главы государства. Более того, один из видных политиков на своей странице начал поздравлять женщин Кыргызстана с Днем матери. Тут возникает вопрос: «Является ли фейком публикация и распространение в сетях старых новостей?» По сути – это обман. Хотя к классическому фейку (фальшивой новости) этот метод отнести нельзя.

По сути одно и то же событие может формировать несколько новостей. В зависимости от количества заинтересованных лиц.  Например, сторонники кандидата будут создавать свою интерпретацию, его оппоненты другую. Реальность может быть совсем иной. И встает вопрос являются ли новости, искажающие реальность в пользу или против кого-то, фейковыми. Мое личное мнение – да. Это фальшивые новости, основанные на реальных событиях. То есть художественный вымысел, создающий образ и характер героев, не обязательно совпадающий с оригиналом.

— Тогда получается. Что любая новость, опубликованная в СМИ или появившаяся в соцсетях, – фейк? Ведь каждый по-своему понимает события и интерпретирует их по-разному.

— Да, в более широком смысле под понятие фейк можно подвести любую политическую новость, появляющуюся в СМИ. Под видом объективности журналисты формируют общественное мнение, исходя из своего собственного. Или заказчика. И методов много, начиная от ракурсов съемок фотографов, использование соответствующего текста до формирования всей новостной ленты.

Но надо отличать новость от суждения, сатиры, мнения. Новость претендует на объективность. Соответственно аудитория СМИ, получая оценочные суждения, мнения должно понимать, что это лишь догадки, результат какого-то субъективного анализа, а не беспристрастное освещение события. Порадовала последняя новость о том, что даже Facebook, задумывается над тем, чтобы обязать пользователей подписывать сообщения, которые требуют подтверждения или доказательства.

— Но все же ты не ответил, как рядовому читателю отличать фейки?

— Подготовленные эксперты могут подготовить информацию таким образом, что отличить очень тяжело или даже невозможно. Но чтобы хоть как-то ориентироваться в информационном пространстве и отличать фейки от реальности, простому обывателю нужно смотреть несколько источников и, сопоставляя их, делать самому выводы.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.