Войну в Сирии по масштабу разрушений, жертв и гуманитарных последствий уже назвали крупнейшей трагедией человечества после Второй мировой.
Сотни тысяч погибших, раненых. До начала войны в 2011 г., в Сирии проживало 22 миллиона человек. Более четырех миллионов из них за эти годы покинули страну, еще 7,5 миллионов покинули свои дома. Страной, которая первой открыла для них свои границы стала Турция. По официальным данным там размещено 3,05 миллионов сирийских беженцев.
В 2011 году Турция анонсировала государственную программу Open-door policy для защиты прав сирийцев, ищущих убежища в Турции. Ведет ее Управление по стихийным бедствиям и чрезвычайным ситуациям при правительстве Турции (AFAD).
В 10 турецких провинциях построено 26 контейнерных городков для переселенцев. Группа из 60 журналистов из 24 стран мира посетила на прошлой неделе лагеря для беженцев в Кахраманмараш и Османии. Это самые приграничные районы Турции с Сирией.
Это все цифры, но то, что мы могли увидеть – впечатляло. Конечно, это лагеря, но условия, созданные для проживания, школы, где учатся дети и медицинские услуги, которые получают беженцы, превосходят состояние того, что многие страны имеют в мирной жизни.
Население Турции составляет порядка 77 миллионов человек. Однако большинство из сирийских беженцев живет в пяти приграничных областях – Газиантеп, Хатай, Килис, Мардин и Шанлыурфа, — где составляет около 10% местного населения.
Более того, согласно январскому докладу Центра стратегических исследований Ближнего Востока «Влияние сирийских беженцев на Турцию», 85% беженцев не живут в специально построенных для них лагерях. Вместо этого они предпочитают останавливаться у родственников, снимать жилье или занимать пустующие помещения.
До недавнего времени беженцы имели лишь «гостевой» статус, который не давал им права работать, что ставило их в зависимость от поступления гуманитарной помощи или воли работодателей. Однако благодаря закону «Об иностранцах и международной защите» (2013) они теперь имеют статус «условных беженцев», позволяющий им получить разрешение на работу. Более того, правительство приняло решение выдавать беженцам временные разрешения на работу. Впрочем, по мнению представителей гуманитарных организаций, в действительности мало что изменилось. Возможности найти работу в приграничных районах и до кризиса были весьма ограниченными. Поэтому многие беженцы перебираются в другие города и регионы.
На сегодняшний день, по данным МВД Турции (их цитирует Центр стратегических исследований Ближнего Востока), приблизительно 330 тысяч беженцев находится в Стамбуле, 50 тысяч в Адане, Мерсне, Конье, Кахраманмараше, 30 тысяч в Анкаре, 20 тысяч в Бурсе и Батмане, еще между 10 и 20 тысячами – в Ширнаке, Коджаэли, Измире, Османие, Анталье.
У большинства беженцев достаточно средств, чтобы помогать друг другу по мере того, как они переселяются туда, где могут сделать свой вклад в экономику и где рынок труда менее насыщенный. Поэтому было бы несправедливо говорить, что беженцы служат лишь балластом турецкой экономики. Более того, как отмечает Центр стратегических исследований Ближнего Востока, они фигурируют в очень малом количестве преступлений, причем часто лишь в качестве жертвы.
В лагерях беженцы получают медицинскую помощь, бесплатное образование. Но доступ к этому имеют все без исключения, у кого имеется статус беженца, где бы он не находился – в лагере или в свободном перемещении.
За эти годы в Турции у беженцев родилось 162 тысячи детей. 750 тысячам сделали операции по ранениям и заболеваниям. 900 тысяч получили медицинскую помощь. 310 тысяч учатся, из них 82 тысячи обучаются в лагерях. 115 тысяч получают профессиональное образование – курсы, тренинги по различным специальностям.
Кроме этого, каждый получает в месяц 50 турецких лир. Для семьи из 5 человек эта сумма составляет 250 турецких лир (почти 100 $), которые поступают на электронную карточку.
20 июня в мире отмечается международный день беженцев. 23 июня наша группа журналистов встретилась с президентом Турции Эрдоганом в Шанлыурфа. Это место расположено в 70 км. от Сирии. Он выступал перед местными жителями накануне Ураза-Байрама и благодарил их за великодушие, которое они проявили и продолжают выражать в отношении беженцев. Это один из первых населенных местностей, который принял их 6 лет назад.
Турецкий президент еще раз остановился на цифрах той помощи, которая была направлена беженцам. То что творится в Сирии — это бесчеловечность, это геополитические интересы некоторых стран, это нелегитимность правящего режима, — говорил Эрдоган. Именно поэтому Турция помогает людям, которые бегут от этой войны. «Это на нашей совести», — добавил он. Отметив, что международное сообщество при этом только на словах заявляет о своей помощи. Она за эти годы составила 526 миллионов долларов в отличие от 12 миллиардов уже истраченных турецким правительством.
За эти годы дважды Турция была названа самой Благородной страной (the most generous countries) оказания гуманитарной помощи в соотношении к внутреннему валовому продукту (ВВП). Доклад публиковался в 2015 и 2017 гг. Европейской организацией «Development Initiatives». В нем указывается, что Турция направила 6 миллиардов долларов на гуманитарную помощь, что составляет 0,75 % ВВП, в сравнении с США, которая истратила 6,3 миллиарда, равное 0,03 % ВВП.
Глаза детишек, искрящихся озорным светом, стоят того, чтобы эту помощь не жалеть.
Замира СЫДЫКОВА.