Вслед за миллионными исками против журналистов, стали возбуждать уголовные дела. Корреспондента международного агентства «Фергана.ру» Улугбека Бабакулова могут посадить в тюрьму из-за его статьи о проблемах межнационального согласия в КР.
Следственное управление ГКНБ расследует уголовное дело в отношении журналиста Улугбека Бабакулова по статье 299 ч.1 (возбуждение национальной (межэтнической), расовой, религиозной или межрегиональной вражды) УК КР. Его статья под названием «Люди, как звери. В киргизском сегменте соцсетей звучат призывы к расправе над «сартами» признана экстремистским материалом. Из-за посыпавшихся угроз в адрес журналиста, а также предвидя, что его могут заключить под стражу, Улугбек Бабакулов покинул КР. А сайт «Ферганы» вновь заблокирован на территории Кыргызстана, решение об этом вынес Октябрьский суд Бишкека 8 июня 2017 года.
Это не первый раз, когда сайт МИА «Фергана» становится недоступным для читателей в Кыргызстане. Впервые он был заблокирован в 2011 году, но примерно через полтора года доступ к нему был открыт.
Улугбек Бабакулов стал сотрудничать с «Ферганой» относительно недавно. Известный в КР журналист, специализирующийся на темах прав человека, судебной власти и криминала, до того был редактором газеты «МК-Азия». Тогда он и стал «неудобным» журналистом для властей КР. В издании публиковались материалы и расследования, рассказывающие о вопиющих фактах нарушения прав граждан, о судебном и милицейском беспределе. Но интерес Алмазбека Атамбаева вызвали не эти публикации, а статьи, критикующие президента и его окружение, в частности те, где рассказывалось о его бизнесе за рубежом. Президент упомянул об этой публикации на встрече с членами Клуба главных редакторов стран СНГ, Балтии и Грузии в 2013 году. «Вот руководитель «МК-Азия» Улугбек Бабакулов пишет про «мой» грязный бизнес в Турции. Это не демократия, не свобода слова, а просто грязь. Я ему отдам весь этот бизнес, если такой он найдет», – заявил тогда глава государства.
После этого в отношении Бабакулова инициировалось несколько исков, суды, естественно, вынесли решение не в пользу журналиста. Его не пускали на мероприятия с участием первых лиц. И как рассказывает главный редактор «Ферганы» Даниил Кислов даже требовали уволить из «Московского комсомольца». «В 2015 году на собрании редакторов в Москве владелец этого крупного российского издания Павел Николаевич Гусев сказал Улугбеку, что лично Атамбаев звонил ему и просил снять Бабакулова с должности главного редактора «МК-Азия». Спасибо Гусеву: он отказался это сделать, впрочем, попросив журналиста «не трогать Атамбаева», – написал в соцсетях Кислов.
В декабре 2016 года Бабакулова не пустили на пресс-конференцию Атамбаева. Вместе с ним в аккредитации тогда отказали также еще нескольким журналистам, в том числе газеты ResPublica и съемочной группе телеканала «Сентябрь», то есть тем, кто еще осмеливается критиковать действия нынешней власти.
В числе других был упомянут Бабакулов и в речи президента во время открытия спорткомплекса в Бишкеке в марте 2017 года. Журналист за словом в карман не полез и в свойственной ему манере ответил главе государства. Сразу после этого стало известно, что за домом Улугбека Бабакулова ведется слежка: незнакомцы представились сотрудниками ГУВД Чуйской области и несколько дней следили за семьей журналиста, сидя в припаркованной недалеко от его дома машине.
Как и тогда, очевидно, что уголовное дело против Бабакулова возбуждено с подачи главы государства, о чем он недвусмысленно намекнул в своей речи по случаю седьмой годовщины трагических событий на юге страны. «К сожалению, и у нас в Кыргызстане есть люди, которые вольно или невольно подыгрывают силам, заинтересованным помешать закреплению позитивных тенденций в укреплении межэтнических отношений. Под личиной правозащитников, экспертов и журналистов, некоторые из них специально пытаются нагнетать межэтническую обстановку, цинично используя для этого даже приближение очередной годовщины июньской трагедии», — цитирует Атамбаева его пресс-служба.
Стоит отметить, что о том же самом писал в своей статье и Бабакулов, что есть люди, заинтересованные в разжигании межнациональной розни. Он указал на нескольких людей в соцсетях, которые призывают к расправе над представителями этнического меньшинства. Но ГКНБ возбудил уголовное дело не против этих провокаторов, а привлек к ответственности журналиста.
«Симпатизирующие мне ребята из ГКНБ шепнули, что есть задание устроить показательное шоу с моим арестом и последующим осуждением, как это было с делом правозащитника Азимжана Аскарова. Даже знакомые из числа криминалитета в местах заключения по своим каналам передали мне, что возможно я в скором времени составлю им компанию. «Черные» не угрожали, наоборот, выразили уважение и пообещали почет. Но все равно такая перспектива меня отнюдь не радовала. Согласитесь, лучше плохо стоять, чем хорошо сидеть… В общем, я решил выехать из страны и переждать этот дурдом. Через день, как я уехал, вышла информация о возбуждении в отношении меня уголовного дела. А затем президент заявил, что я специально муссировал тему, чтобы сбежать. Очень глупое заявление в силу целого ряда объективных причин: возраст, не знаю языков, не имею финансов (у меня нет атамбаевско-бакиево-акаевских миллионов) и еще куча всего… Поэтому заявление президента, что у меня была цель «получить политубежище» просто глупое. Оставлю это на его совести (в наличии которой я сомневаюсь)», – объяснил свое решение покинуть Кыргызстан журналист.
В своем ответе президенту Бабакулов как-то написал: «Вы, Алмазбек Шаршенович, кажется, чувствуете себя ханом. Вам позволено вешать какие угодно ярлыки, казнить и миловать не по закону, а в зависимости от политической конъюнктуры. Только есть одна старая пословица. Нет, не про грабли, о которых оппозиция Вам все уши прожужжала. Про косу, которая нашла на камень. Об этом лучше прочих осведомлены Ваши предшественники. Помните, что с ними случилось?»
Стоило бы прислушаться к словам коллеги и освежить память.
Махинур НИЯЗОВА.