Два объекта, принадлежавшие ранее семье экс-мэра Бишкека Наримана Тюлеева, перешли в собственность государства. На прошлой неделе «захвачен» бизнес-центр SapatCom, на этой – торговый комплекс Caravan.
Бывший владелец называет действия властей рейдерством и взывает к обществу, в Фонде по управлению государственным имуществом (ФУГИ) апеллируют к решению суда, в котором якобы говорится о том, что имущество осужденного и уже отбывшего наказание Тюлеева должно перейти в собственность государства.
Было ваше, стало наше
В минувшую пятницу, 21 апреля, рано утром несколько десятков милиционеров и сотрудники ФУГИ ворвались в здание бизнес-центра. Они оттеснили охрану и объявили, что объект конфискован. Силовики оцепили SapatCom по периметру и отказали в доступе внутрь не только руководству и владельцам помещений, но и арендаторам, которые хотели вывезти личные вещи из арестованного здания.
Прибывший на место Нариман Тюлеев назвал действия госслужащих и милиции рейдерским захватом. «Это захват чужого имущества мошенническим путем. Данное решение будет оспорено в суде, и государство заплатит. Бумага, на которую ссылаются судебные приставы, недействительна. Она датирована февралем 2015 года и срок ее действия 30 дней. Получается, что Фонд госимущества незаконно переоформил здание на третьего собственника и сейчас просто нагло отбирает его», – заявил он.
По словам экс-градоначальника, в приговоре суда нет ни слова о конфискации.
В ФУГИ же утверждают, что постановлением Верховного суда от ноября 2015 года все арестованное имущество Тюлеевых должно быть конфисковано и обращено в доход государства. В том числе и здание по адресу проспект Манаса, 101 (бизнес-центр SapatCom. «В соответствии с вышеуказанным приговором суда выданы исполнительные листы в феврале 2015 года, на основании которых подразделением службы судебных исполнителей Первомайского района Бишкека возбуждены исполнительные производства. В этой связи ФУГИ в установленном порядке зарегистрировал за государством этот объект», – говорится в сообщении фонда.
В здание бизнес-центра уже переехал центральный аппарат Госслужбы по борьбе с экономическими преступлениями (бывший Финпол). Арендаторам лишь спустя несколько дней позволили вывезти свое имущество.
Вслед за SapatCom, в собственность государства отобран и торговый комплекс Caravan. В ФУГИ сообщили, что «в настоящее время прорабатывается вопрос передачи всех ранее заключенных договоров аренды с арендаторами в ведение ГП «Мулк», которому передано здание торгового комплекса «Караван».
О ГП «Мулк» замолвите словечко…
Госпредприятие «Мулк» создано в феврале 2017 года. Согласно Уставу ГП, оно действует при ФУГИ и основной его целью является «извлечение прибыли и пополнение государственного бюджета на базе конфискованных объектов, перешедших в государственную собственность решениями судов».
Руководит ГП небезызвестный Орозбек Нусувалиев, оскандалившийся в свое время, будучи директором СЭЗ «Бишкек» и АО «Учкун». В 2015 году привлекался к уголовной ответственности по нескольким фактам хищения и присвоения денег на СЭЗ. В его адрес не раз звучали обвинения в вымогательстве и коррупции. Генпрокуратура даже возбуждала по этим заявлениям уголовные дела, но ход им так и не дан. Не потому ли, что Нусувалиев имеет покровителей в Белом доме и является членом правящей партии – СДПК?
В собственность «Мулк» уже перешел ни один объект. Ранее железнодорожники выступали с заявлением, что указанное ГП незаконно отобрало у «Кыргыз темир жолу» спорткомплекс «Локомотив». Как заявил председатель профессионального союза железнодорожников Эрнис Докенов, как и в случае с Тюлеевым, отъем произошел без решения суда, а лишь на основе внутренних документов ФУГИ.
О «загребущих руках» госпредприятия заявляли и собственники «Ак-Кеме». Коллектив отеля выступил с открытым обращением к руководству страны и гражданам с просьбой оградить их от попыток рейдерского захвата со стороны ФУГИ и ГП «Мулк».
Похоже, что Нусувалиеву и Казакову (глава ФУГИ) на решения судов наплевать. Чьи они выполняют указания? Этим вопросом задаются все бывшие собственники объектов, незаконно переданных указанному ГП. «Незаконно», поскольку, как они утверждают, в приговорах о конфискации имущества не говорится.
Читать и не понимать
Что на самом деле говорится в решении суда в отношении Тюлеева? Подлежит ли, по приговору, конфискации арестованное имущество бывшего мэра Бишкека и его семьи?
Стоит отметить, что еще на стадии следствия и суда адвокаты Тюлеева заявляли о том, что арест на имущество семьи их подзащитного наложен незаконно. По их словам, следователи без разбора наложили арест на квартиры, дома, машины и другие объекты, принадлежавшие не только детям и супруге Наримана Тюлеева, но и его братьев, родителей, бывшей жены и детей от первого брака.
Тот же БЦ SapatCom, как пояснили юристы, построен в 2005 году, а приобретен отцом Тюлеева в 2006-м. Экс-мэр же был осужден за преступления, совершенные в период с 2008-го по 2009 годы.
Caravan также принадлежал покойному Ташболоту Тюлееву. «Еще в 2003 году он выкупил несколько домов с участками на Киевской, где в 2006-м началось строительство «Каравана». Это имущество принадлежало отцу. Он 20 лет занимался бизнесом, был добросовестным налогоплательщиком, Заслуженным строителем КР. 4 декабря 2013 года он умер. Имущество усопшего конфисковать по закону нельзя, должны были приостановить процедуру, выделить материалы в отдельное производство, пока наследники вступят в права и, если есть моя доля, конфисковать», – пояснил Нариман Тюлеев.
Если внимательно изучить приговор Ленинского районного суда Бишкека от 29 июля 2013 года, то под сомнение ставится законность конфискации не только SapatCom и Caravan, но и остального имущества: квартир, домов, торговых центров и других объектов. «Приговор суда мы направили экспертам из Российского федерального центра судебной экспертизы при Министерстве юстиции России. Они его изучили и вынесли заключение, что слова «конфискация» там вообще нет», – отметил Тюлеев.
В акте экспертного исследования говорится, что 6 декабря 2016 года в РФЦСЭ поступила копия приговора по уголовному делу в отношении Н.Тюлеева, Б.Сыдыкова, Б.Токтобекова, В.Корниенко, Р.Бейшенбаева и М.Кожобергенова от 29 июля 2013 года. Исследование проводила государственный эксперт лаборатории судебной психологической и лингвистической экспертизы Марина Савкина, имеющая высшее образование по специальностям «Русский язык и литература» и «Судебная экспертиза». Она аттестована в соответствии с Федеральным законом «О государственной судебно-экспертной деятельности в РФ» и имеет право самостоятельно производить судебно-лингвистические экспертизы.
Из документа следует, что адвокат Тюлеева направил запрос в российский центр экспертиз с тем, чтобы установить, следует ли из текста приговора суда, что имущество подлежит конфискации, обращения в доход государства и какие действия требуется с ним совершить. Почти 20 дней эксперт исследовала представленные ей материалы – приговор суда, в котором указано 40 пунктов движимого и недвижимого имущества: торговые комплексы, жилые и нежилые помещения, гаражи, квартиры, дома, коттеджи на Иссык-Куле, земельные участки, автомашины и акции компаний. В своем заключении Савкина пишет: «В тексте приговора не имеется информации, что имущество, принадлежащее Тюлееву Н.Т, его близким и родственникам (пункты №№ 1-37), подлежит конфискации или обращению в доход государства. В тексте имеется информация, что на данное имущество наложен арест», – говорится в документе
В выводах эксперт уточняет: в приговоре имеется информация, что имущество, принадлежащее другим подсудимым Бейшенбаеву и Корниенко необходимо обратить в доход государства. Но нет информации о том, какие действия требуется совершить и кому принадлежат здание по улице Шопокова, автомашина «Лексус-470 LX, квартира в Бишкеке по улице Абая, станки и оборудование, которые хранятся на территории автобазы.
Кому закон не писан?
«Мы два года доказываем, что в приговоре суда нет ни слова о конфискации. Куда бы не обращались, везде получаем дежурный ответ, и от ГРС, и от Судебного департамента, и от ФУГИ, что имущество конфисковано по решению суда. Пусть нам покажут это решение суда, где написано, что арестованные объекты подлежат конфискации. Они не смогут показать, потому что такого приговора нет», — заявил на пресс-конференции Нариман Тюлеев.
Он заявил, что наравне с отъемом объектов предпринимательства, у его семьи также забирают жилье. «Сейчас идут суды о принудительном выселении моих родственников. Хотя бы Жилищный кодекс власти могли бы соблюсти. По закону, последнее жилье отбирать не имеют права. Мои дети, которые замужем, женаты, мои братья, которые вообще не имеют отношения к уголовному делу, возбужденному в отношении меня, и другие родственники могут остаться на улице. Престарелую мать, которая пережила четыре инсульта, хотели выселить. Но мы смогли через суд отстоять, ей вернули право собственности на квартиру», – рассказал журналистам Нариман Тюлеев.
При этом, эс-мэр смотрит в будущее с оптимизмом и, как он отметил, все же не теряет надежды, что справедливость восторжествует. «Надо немного подождать», – считает Тюлеев. Сколько ждать, правда, не уточняет. Очевидно, до выборов президента. На вопрос, надеется ли он, что после смены власти, вопрос с его имуществом решится в его пользу, Нариман Тюлеев ответил уклончиво. «Несмотря на беспрецедентное давление и грубое нарушение Конституции и законов Кыргызстана, я буду добиваться справедливости правовым путем и с помощью законных инструментов», – уточнил он.
Бывший мэр вновь обратился к президенту страны Алмазбеку Атамбаеву, попросив его, «остановить этот беспредел, пока еще не поздно». Услышит ли его на этот раз на седьмом этаже Белого дома? Или продолжат обогащаться за счет отъема чужой собственности?
Махинур Ниязова.
Фото: sputnik.kg