20 лет тюрьмы за критику

0
8559

Тюремные сроки за критику действий нынешней власти получили на этой неделе оппозиционеры Бектур Асанов, Кубанычбек Кадыров и эксперт по энергетике Эрнест Карыбеков. Еще один фигурант дела – Дастан Сарыгулов вышел на свободу из зала суда.

Первомайский районный суд Бишкека 17 апреля вынес приговор четверым политзаключенным. Лидера Народного курултая «Очищение и обновление» Д.Сарыгулова осудили к 4 годам условно, он признан виновным в укрывательстве преступления. Члена курултая, эксперта Э.Карыбекова также признали виновным в укрывательстве, а также ему вменили тяжкую статью – 292 «Государственная измена» УК КР. Ему назначили наказание в виде лишения свободы сроком на 20 лет.

Двоих лидеров Национально-оппозиционного движения (НОД) – К.Кадырова и Б.Асанова признали виновными в попытке насильственного захвата власти. Их осудили к 12 годам отбывания наказания в колонии усиленного режима.

Последних, напомним, задержали в марте 2016 года в офисе газеты ResPublica и предъявили статью 295 УК КР. Спустя несколько дней после их задержания, 28 марта, арестовали Сарыгулова и Карыбекова. Им сначала также вменили 295-ю, но позже статьи изменились: Карыбеков стал госизменником, а Сарыгулов – укрывателем. В мае дела против всех четверых объединили в одно производство.

С первых дней стало понятно, что преследование оппозиционеров носит чисто политический характер.

В качестве доказательства вины арестованных были использованы аудиозаписи и видеоролик, выложенные в Интернете и несколько дней транслировавшийся на главном канале страны – ОТРК. Следствие длилось почти шесть месяцев, дважды продлевались сроки без изменения меры пресечения. Родственники создали движение по защите политзаключенных. Они и адвокаты заявляли, что доказательств по делу нет, потому, очевидно, и рассматривалось в суде оно в закрытым режиме.

Сарыгулов, Карыбеков, Асанов и Кадыров несколько раз писали обращения к общественности и властям, где отмечали нарушения, допущенные в ходе расследования дела против них. Однако их письма игнорировались.

Стоит отметить, что в октябре 2015 года на парламентских выборах бывшие соратники Атамбаева Асанов и Кадыров пошли в списке партии «Эгемен Кыргызстан». Они открыто выступили под лозунгом «Кыргызстан без Атамбаева, парламент без СДПК». Это не осталось незамеченным Белым домом. Не получив заветного мандата, они и вовсе стали ярыми оппонентами власти.

Эрнест Карыбеков за несколько месяцев до ареста засветился в прессе с разоблачающими интервью. Будучи независимым экспертом по энергетике, он неоднократно говорил о том, что правительство проводит воровскую политику, продавая за бесценок и закупая электроэнергию у соседей по завышенным ценам. Говорил о том, что никакие инвестиции не придут в эту отрасль, нам самим надо вкладывать деньги и разрабатывать ее в сотрудничестве с соседними странами. Говорил всегда жестко и прямолинейно, что, очевидно, не совсем нравилось властям.

Подготовку к народному курултаю и разговоры о том, кто бы мог заменить Атамбаева и его свиту на высоких должностях, спецслужбы Кыргызстана квалифицировали как попытку свергнуть президента. Ясно, что сроки Сарыгулов, Карыбеков, Асанов и Кадыров получили за критику. Ведь понятно, что никакого госпереворота или захвата власти они провести не могли. К тому же сам Атамбаев признался, что обе «революции» делал он. Кому, как не ему, знать, что переговоров в машине (которые легли в основу обвинения) недостаточно для свержения власти. Нужны деньги, которых, и это общеизвестно, у обвиненных политзаключенных нет и не было. Они не являются долларовыми мультимиллионерами.

Не придумав ничего умней, спецслужбы Кыргызстана притянули за уши для пущей убедительности статью о госизмене. Вновь запустив через подконтрольные СМИ информацию о том, что Карыбеков действовал в интересах Узбекистана. Якобы он получал указания от агента СНБ РУз.

О том, что преследование Кадырова, Асанова, Сарыгулова и Карыбекова носит чисто политический характер, свидетельствует еще одно обстоятельство. По делу проходили еще двое обвиняемых – Дуулатбек Турдуналиев (герой 7 апреля) и Максатбек Женбеков (бывший мэр города Джалал-Абада). Но вскоре оба исчезли из поля зрения, хотя именно на выступлении Турдуналиева, который призывал начать протестные акции сначала в Таласе, а после и в других регионах, строилось изначально уголовное дело о попытке насильственного свержения власти.

Тут же невольно напрашивается аналогия с другим уголовным делом о попытке насильственного захвата власти. В 2012 году трех депутатов фракции «Ата-Журт» Садыра Жапарова, Камчыбека Ташиева и Таланта Мамытова арестовали по той же статье. Напомним, после митинга на площади за национализацию Кумтора они с толпой сторонников ринулись к забору Белого дома и пытались перелезть на территорию охраняемого объекта. Все судебные заседания по этому делу проходили открыто, в отличие от дела Асанова, Кадырова, Сарыгулова и Карыбекова. К тому же, политики получили 1,5 года тюрьмы, а с учетом проведенных в СИЗО 9 месяцев, вышли из зала суда сразу же после приговора. Полтора года против 12 лет! Власть звереет с каждым годом?

На очереди приговор еще нескольким посмевшим открыто выступить с критикой действий президента – членам общественного объединения «Народный парламент» во главе с Бекболотом Талгарбековым. На сколько лет их упекут в тюрьму? Ведь «честность никому не нужна», считают в семье Атамбаевых.

Соб. инф.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.