Более 100 задержанных, 64 человека получили административные аресты от 2 до 5 суток, 12 – оштрафованы, еще двое отделались предупреждениями. Сам Жапаров водворен на время следствия в Бишкекский СИЗО-1. Ему предъявлено обвинение по нескольким статьям Уголовного кодекса КР, в том числе за соучастие в захвате заложников, угрозе убийством, хулиганстве и применении насилия в отношении представителя власти. Таковы итоги митинга за ликвидацию коррупционных схем при разработке месторождения Кумтор, который прошел 25 марта в Бишкеке.
Милиция не стала церемониться с толпой сторонников Жапарова, которая попыталась взять штурмом здание ГКНБ. Впервые за последние годы в Бишкеке вновь звучали выстрелы. Для разгона митинга правоохранители применили спецсредства. Утихомирить толпу, которая разнесла автобус, иначе не получалось…
О своем прибытии на родину бывший депутат и член партии «Ата Журт» Садыр Жапаров сообщил загодя. Он через соцсети призывал своих сторонников ждать его возвращения и готовиться к проведению митинга в столичном сквере у памятника Горького. Однако присоединиться к митингующим экс-депутат не смог, его задержали сразу после пересечения кыргызско-казахской границы и доставили в ГКНБ.
Бывший член парламентской фракции «Ата-Журт» выехал за пределы страны после окончательного приговора в 2014 году, вынесенного ему и двум его сопартийцам – Камчыбеку Ташиеву и Таланту Мамытову. Они обвинялись в попытке захватить власть. Тогда депутаты также митинговали против разработки золоторудного месторождения иностранной компанией, требуя его национализации. Всех троих тогда приговорили к 1,5 годам тюрьмы, но, учитывая срок отбытый в СИЗО ГКНБ во время следствия, а это без малого 9 месяцев, отпустили на свободу.
Садыр Жапаров неоднократно выезжал за пределы страны, и возвращался, для участия в различных акциях протеста. И преимущественно его интересовал вопрос «Кумтора». Неоднократно такие митинги перерастали в массовые беспорядки. Так случилось и в октябре 2013 года, когда жители Саруу устроили митинг в Караколе, где взяли в заложники тогдашнего губернатора области Эмильбека Каптагаева, продержали несколько часов в машине, грозились поджечь.
Позже выяснилось, что автомобиль принадлежал сестре Садыра Жапарова – Салтанат. На волне разбирательств по этому делу оба покинули страну. Садыр Жапаров отправился сначала в Беларусь, а оттуда, если верить кыргызскоязычным СМИ, перебрался на Кипр, где и проживал последние несколько месяцев.
Что подвигло его вернуться? – вопрос, на который сейчас активно ищут ответ. Сразу после того, как Жапаров объявил о своем возвращении в КР, ГКНБ заявило, что в отношении него возбуждено уголовное дело и он будет взят под стражу. Но даже это не остановило потчевавшего на лаврах в Средиземноморье политика. Или конечная цель оправдывала средства?
Версий и догадок на тему «зачем Жапаров вернулся?» несколько. Первое, что приходит на ум, конечно же, – Бакиевы. Известно, что Садыр Жапаров поддерживает связь с беглым президентом, как, впрочем, и многие атажуртовцы, которые не скрывают этого. Трудно сыскать более подходящего времени и персоны для дестабилизации обстановки в стране, чем семья второго президента не преминула воспользоваться.
Вторая версия – план Кремля. Нет ничего лучше, чем держать в напряжении страну, дабы не потерять влияние над ней. Тем более, в преддверие президентских выборов.
Рука Госдепа – третья версия. Цель – опять же дестабилизация обстановки в стране и дискредитация режима Атамбаева. В пользу этой версии озвучивается факт вывода американской базы из аэропорта «Манас» в Бишкеке.
Не стоит скидывать со счетов и интересы самой действующей власти в КР. Решившись на сделку с бывшими «друзьями», теряющий влияние и авторитет последними коррупционными скандалами и склоками с политическими оппонентами Алмазбек Атамбаев, показал, кто в доме хозяин. А Садыр Жапаров поверил в обещания президента, на чем и погорел.
И пятая версия – наименее вероятная – Жапаров устал от несправедливости и коррупционных схем на месторождении Кумтор, на которое власти закрывают глаза, собрал все ресурсы и мобилизовал народ, чтобы остановить беспредел.
Каждая из версий имеет право на существование и вполне может подтвердиться. Ну право, не отсидеть же человек приехал?!
Соб. инф.